В статье «Гравюра» мы рассмотрели основные виды графических техник, служащих, как правило, для создания произведений станковой уникальной графики. И все-таки чаще всего художник, работающий в области прикладной графики, создает свои произведения в виде рисунков, которые затем в типографиях при помощи специальных приборов и машин воспроизводятся в книгах, журналах, плакатах, упаковках и т.д.
Особое значение имеет работа художника в книге. Основа книжного искусства - иллюстрация. Художник-иллюстратор становится как бы соавтором книги, трактуя литературное произведение, расширяя и дополняя текст зрительными образами, помогая читателям понять мысли автора, глубже почувствовать эпоху и материальный (предметный) мир, сопутствующий литературному рассказу. Особенно важны иллюстрации в книгах для детей. Ведь именно с книги начинается для ребенка знакомство с искусством и с предметным миром, так как изображение гораздо легче воспринимается и усваивается, чем мимолетное, быстро протекающее явление.
Не возможно представить себе современную техническую, научную книгу, книгу по искусству или фотоальбом без иллюстраций. Это и схемы, и чертежи, и особенно фотографии (как цветные, так и черно-белые). Бурное развитие фототехники привело к созданию новых типов книг, где фотография прочно заняла ведущее место в качестве иллюстративного материала и стала равноправной областью книжной графики.
Естественно, что художник-график принимает участие в книге не только как иллюстратор. Он же создает и орнаментально-шрифтовое оформление переплета, титульного листа и всех других элементов украшения книги.
Но иллюстрации и оформление книги, хотя и являются основой книжного искусства, не могут существовать сами по себе, без текста, который передается буквами определенного рисунка - шрифтом. Шрифт и является тем самым посредником между автором и читателем, благодаря которому до нас доходят идеи, мысли автора, да и вся информация, заключенная в книге, журнале, газете. Таким образом, шрифт - это большая и очень важная область графического искусства. От рисунка каждой отдельной буквы, из которых складывается слово, строка, страница, от ее красоты, ясности, конструктивной точности зависит и удобство и легкость чтения, а значит, и восприятие текста. Поэтому так много внимания уделяли разработке рисунков шрифтов крупнейшие художники прошлого и настоящего (Леонардо да Винчи, А. Дюрер и многие другие).
Конечно же, шрифт не принадлежит только книге или другой печатной продукции. Он и на плакате, без него не возможна афиша, реклама, вывеска. Каждая область применения шрифта предъявляет к нему свои особые, специфические требования, которые обязательно должен учитывать художник в своей работе над ним.
Прикладная графика вносит художественное начало в повседневную жизнь человека. Ее средства и методы находят применение в разработке фирменного стиля, логотипов, создании эмблем, фирменных знаков, дизайне рекламы, декоративном оформлении печатной продукции и пр.
В настоящее время многие организации стремятся выработать собственный фирменный стиль, то есть найти единое решение художественно-графических элементов, связанных со своей деятельностью. Фирменный стиль - это система идентификации учреждения или предприятия, он должен воплощать суть деятельности организации. Носителем фирменного стиля могут выступать все виды печатной продукции и рекламы. Его разработка представляет собой самую сложную задачу графического дизайна.
К графическим нормативам, способным выражать фирменный стиль, относятся фирменные знаки, или, как их часто называют, логотипы. Фирменный знак - это обозначение, помещаемое на документ, рекламу, изделие или его упаковку, которое позволяет с одного взгляда отождествить ту или иную организацию, предприятие, фирму. Часто фирменный знак становится непременным атрибутом всей деловой документации. Иногда он сам по себе может выполнять рекламную функцию, заменяя пространные информационные сообщения.
Эти понятные всем зрителям символы незаметно встроены в структуру знака. Использование современных декоративных приемов, интегрированность этого логотипа в мировую графическую традицию создает, при знакомстве с рекламными и деловыми материалами компании, ощущение динамичности, новых подходов к ведению дел, что изначально входило в "одну из задач при разработке фирменного стиля данной организации.
Фирменный знак является, пожалуй, одним из самых сложных объектов графического дизайна.
По форме изображения различают словесные (логограммы), изобразительные и комбинированные знаки (рис. 2.4) .
Логограмма представляет собой слово, букву, цифру, несколько слов, букв, цифр или их сочетание (рис. 2.4а). Словесные знаки очень наглядны, благодаря чему играют значительную роль в разработке фирменного стиля, а то, что при регистрации логограмм охраняется не только шрифтовое решение надписи, но и само слово, еще больше способствует их распространению. Так, например, на заре рыночной экономики почти все логотипы ООО, АОЗТ, ИЧП и других кооперативов представляли собой либо аббревиатуры, состоящие из фамилии, имени и отчества их владельцев, либо загадочные для русского языка восточные или почерпнутые из древней истории слова, иногда даже написанные с ошибками - 8ШЖ&, АИа и т.п. Многие фирмы в ту пору обзавелись словесными знаками, не радующими глаз своей формой. Подобные логотипы во многом выиграли бы, если бы их текст носил ярко выраженный индивидуальный характер и как бы «прорастал» в графическую форму, образуя с ней единое целое. Неоценимым качеством таких декоративных логограмм являлась бы особая нарочито-небрежная «рукотворность», несущая отпечаток не только личности их владельца, но и свидетельствующая о мастерстве дизайнера. Особенно ярко эта черта проявляется в сравнении с теми логограммами, которые используют обезличенную форму стандартного типографского шрифта.
Изобразительным знаком называется такой, который представляет собой рисунок, орнамент или иное графическое решение, не сопровождающееся текстом (рис. 2.46,в). Применяются они с древнейших времен и в ряде случаев оказываются более выразительными, чем текст. Изобразительные знаки создают своеобразный и надолго запоминающийся имидж организации, который способен навсегда «впечататься» в сознание потребителя.
Однако арсенал простых геометрических форм, используемых в качестве изобразительных логотипов, не бесконечен. Поэтому сегодня большое распространение получили комбинированные знаки (рис. 2.4г), которые представляют собой различные сочетания изобразительных и словесных элементов. Примером такого знака являлся «Знак качества» бывшего Советского Союза. Этот простой знак в течение многих десятилетий успешно свидетельствовал о качестве продукции, которой был присвоен. Сейчас время и сама продукция изменились, но необходимость выделить из общей массы лучшие отечественные товары осталась. На рубеже тысячелетий в России появилась достойная замена прежнему пятиграннику - «Знак качества XXI века». Он представляет собой круг, внутри которого - перекрестье трех римских цифр X, символизирующих третье тысячелетие, а также эмблема Госстандарта.
Рис. 2.4 Виды фирменных знаков (а - словесные; б, в - изобразительные; г - комбинированные):
а) проект фирменного знака агентства СИНТЕЛ (студия «ИМА-Дизайн»);
в) знак Центра экологической политики России (студия «Сурик-Дизайн»);
г) фирменный знак таможенного терминала (студия «ИМА-Дизайн»)
Знак имеет четыре степени - Бронзовая, Серебряная, Золотая, Платиновая. Получают его только те товары, которые проходят жесткий отбор и авторитетную экспертизу на ВВЦ - Всероссийском выставочном центре в Москве.
Можно сказать, что сегодня уже выработался своеобразный стереотип размещения текста в комбинированных фирменных знаках. Например, текст час-то размещается снизу от графического элемента и представляет собой как бы подпись, которая обращает на себя внимание лишь после знакомства с изображением. Нередко текст располагается сбоку от изображения. Из этих вариантов сейчас популярнее второй, подчеркнуто асимметричный, более контрастный и динамичный. Однако есть и альтернативные решения: симметричное расположение текста сверху или снизу изобразительного элемента, или вокруг него по окружности. Последний способ выглядит весьма уравновешенно, чаще всего он применяется в эмблемах конференций и мероприятий, названия которых достаточно длинны, чтобы текст можно было свернуть в кольцо. Дополнительно к этому в центре эмблем часто размещается сокращенное наименование мероприятия и дата его проведения.
Логотипы должны удовлетворять определенным художественным требованиям. Форма знака обязана подчеркивать его содержание и основную идею, а также подавлять нежелательные ассоциации. В этой связи приведем шутливые и несколько грустные воспоминания дизайнера Ю. Гордона о тех временах, когда вопрос о том, стоит ли утверждать логотип или нет, решался худсоветом в составе директора, парторга и других им подобных «специалистов»: «Специалисты (я говорю о наших, местных) смотрели знак в основном на предмет идеологической чистоты (т.е. как бы не пропустить свастику или звезду Давида), а также строго выявляли наличие нежелательных частей тела (знаки
в виде буквы В - не предлагать)». Логотип должен быть гармоничным, компактным, узнаваемым, оригинальным, выразительным, обладать целостностью формы и, кроме того, легко вписываться в любой документ.
Бесчисленное множество логотипов характеризуются абстрактной формой, что является своеобразной данью моде конца XX столетия.
Художественно-выразительная форма знака предполагает полную взаимосвязь содержания и художественного воплощения, Важным условием его создания является художественность композиции. Композиция фирменного знака должна учитывать специфические условия его применения, поскольку он наносится на самые разные носители информации: документацию, рекламу, тару, упаковку, сувенирную продукцию и пр.
На рис. 2.5 показана россыпь фирменных знаков, иллюстрирующая неисчерпаемую фантазию их авторов.
Экслибрисы создавали такие известные русские мастера графики, как В. А. Фаворский, А. И. Кравченко, Н. Н. Купреянов, Н. И. Пискарев и др. Широко известны экслибрисы художников Е. Н. Голяховского, Н- И. Калиты, Г. А. Кравцова, Н, И. Лапшина, В. И. Фролова, Э. Окаса, П. Упитаса и других графиков. Традиционно экслибрисы создавались в различных графических техниках: ксилография, линогравюра, литография, офорт и др., однако в последнее время появились экслибрисы, созданные с помощью компьютеров, которые позволяют имитировать художественные эффекты различных графических техник и, кроме того, дают в руки дизайнера-графика новые выразительные средства.
Лучшие экземпляры экслибрисов, созданные мастерами дизайна с помощью компьютерной техники, по уровню художественного исполнения относятся к настоящим произведениям графического искусства.
На рис. 2.6 показаны экслибрисы, созданные в технике ксилографии известным мастером гравюры А. И. Калашниковым .
Рис. 2.6 Экслибрисы А. И. Калашникова
Родиной экслибриса считают Германию, где он возник почти сразу же после изобретения книгопечатания. Первые экслибрисы носили геральдический характер, но иногда на них помещались портреты владельцев библиотеки, изображения пейзажей, домов, замков, монастырей, различных эмблем и т.п. Принято считать, что в России он появился при Петре I, однако на некоторых рукописных книгах библиотеки Соловецкого монастыря были обнаружены рисованные от руки экслибрисы, относящиеся еще к концу XV века.
Сегодня роль экслибриса расширяется, возрастает его представительская. Создаются так называемые универсальные экслибрисы, годные украсить книгу, письмо, конверт, личную папку и пр.
Монограмма (рис. 2.7) представляет собой каллиграфически выполненные и сплетенные в виде вензеля начальные буквы имени, фамилии владельца. В общем случае монограмма - это заменяющий подпись условный знак в виде орнаментальной композиции, декоративно оформленного изображения цветка, животного, птицы и т.п.
Рис. 2.7 Монограммы |
Монограммы, как графический норматив, могут включатся в качестве составной части в знаки, логотипы, экслибрисы, оформление личных блокнотов, ежедневников и должны гармонично вписываться в них.
В практике графического дизайна большое внимание уделяется разработке эмблем.
Эмблема - условное пояснение отвлеченного понятия с помощью графического изображения, обладающего интернациональной или, по крайней мере, общенациональной узнаваемостью. Эмблема - это как бы нарисованная идея, выраженная через изображение предмета или фигуры, в которой зашифровано ее условное, традиционное значение. Нередко эмблема рассматривается как разновидность аллегории. В узком смысле это символ, снабженный кратким девизом и более подробным текстом, час-то выполняющим функцию обрамления.
По дизайну эмблемы бывают гербовыми, воспроизводящими герб владельца; вензелевыми, представляющими собой его орнаментально разработанные инициалы; сюжетными, являющимися изображением пейзажей, архитектурных или других мотивов, символически повествующих о вкусах, пристрастиях и профессии их обладателей. Традиционно художественные эмблемы гравировались на меди, дереве или линолеуме, реже выполнялись цинкографским или лито-графским способом, В последнее время оригинал-макеты эмблем стали выполняться с помощью компьютерной техники.
На рис. 2.8 показан пример сюжетной эмблемы, явившейся символом Всемирных юношеских игр 1998 года. Для нее характерно абстрактно-аллегорическое изображение молодых спортсменов, окрашенное в олимпийские цвета пяти континентов - Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии. Эмблема сопровождается текстом, который раскрывает содержание символа, указывает место свершения события и его дату.
Некоторое представление об истории отечественной эмблематики дает рис. 2.9. На нем показаны эмблемы российских обществ автомобилистов-любителей. К 1917 году в России насчитывалось, чуть ли не два десятка автомобильных клубов и у каждого из них была своя эмблема.
В последнее время, в связи с возросшим интересом к геральдике, дизайнерам приходится сталкиваться с разработкой гербов.Герб - эмблематический образ, служащий символом родовой, социальной, семейно-родственной, административно-территориальной или корпоративной преемственности. Герб представляет собой набор графических элементов, составляющих знаковый образ и расположенных в определенном порядке, который обусловлен традиционной системой геральдических правил.
Главным элементом герба является изображение щита. На это изображение наносятся символы, эмблемы и фигуры, призванные так или иначе характеризовать гербовладельца. В основе всех видов щитов лежат простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, эллипс, ромб. В гербах используются изображения варяжских, ранне- и позднеготских, испанских, французских, итальянских, восточных и немецких щитов, форма которых значительно отличается друг от друга.
Рис. 2.9 Эмблемы российских автомобильных клубов
Композиция герба во многом зависит от расположения гербовых фигур как на самом поле щита, так и вне его. Гербовые фигуры делятся на геральдические, имеющие геометрическую форму, и негеральдические, представляющие собой изображения разных предметов и существ. Кроме того, на поле герба часто помещаются изображения шлема, короны, нашлемника и аллегорических фигур, поддерживающих щит. Под изображением щита обычно помещается девиз. Геральдикой различаются родовые (главным образом, дворянских родов), земельные (гербы городов, областей и других территорий, входящих в состав государства), корпоративные (являющиеся символом средневековых цехов) и государственные гербы.
На рис. 2.10 показана подборка гербов некоторых российских городов и поселков. В них отражается попытка преемственного развития традиций геральдической символики России, в которой гербами наделялись населенные пункты, имеющие богатые исторические традиции.
Рис. 2.10 Гербы русских городов и поселков
Сегодня отечественная геральдика переживает пору расцвета. Авторы новых гербов стремятся придерживаться классических правил выбора символики, цвета, расположения фигур и т.п. Для примера на рис. 2.11 показан недавно созданный герб московского района Дорогомилово.
Рис. 2.11 Герб московского района Дорогомилово
Композиция этого герба представляет собой изображение надвое рассеченного щита, левая половина которого - золотая с тремя диамантовыми (черными) перевязями, а правая - червленого (красного) цвета. Золотое поле символизирует силу, верность, богатство, а диамантовые перевязи напоминают о мудрости, памяти народа и ассоциируются с заставой, верстовым столбом, будкой часового. Красный цвет говорит о том, что здесь, у заставы Москвы многократно проходили сражения с врагом, и свидетельствует о мужестве ее защитников. На правой половине щита расположены два ружья, сложенные в косой крест штыками наверх. Над ними - кивер с серебряным султаном.
Прикладной называют графику, с которой мы сталкиваемся в быту. Это плакаты, рекламки, яркая упаковка предметов обихода, визитки, поздравительные открытки.
Каждый праздник сопровождается традиционными пожеланиями здоровья, счастья, благополучия. Маленькой частичкой любого праздника является поздравительная открытка с добрыми пожеланиями от наших друзей, родных, родителей.
Поздравительная открытка - это маленькая «иллюстрация» праздника, его символическое изображение. Поэтому на открытках преобладают самые характерные для каждого праздника символы: елка и дед Мороз - на Новый год, пасха и писанки - на Пасху, цветы - на День рождения и т.п. Поздравительная открытка обычно небольшая по размеру. Поэтому не старайтесь изобразить на ней абсолютно все, что вздумается. Надо уметь из множества возможных изображений выбрать самые характерные для праздника и те, которые подходят друг другу.
Поздравительные открытки
Очень важным для декоративной целостности открытки является цветовое решение.
Важную роль в открытке играет шрифт. Шрифтовая композиция, которая размещена кое-как, без должного внимания к написанию букв, испортит даже самую лучшую работу. Существуют открытки, где, кроме каллиграфически написанного поздравления, вообще больше ничего нет, и они, тем не менее, имеют очень привлекательный вид. Итак, на поздравительной открытке должно быть немного элементов (в том числе и шрифт), но ничего случайного. Все должно гармонично сочетаться в уравновешенной композиции.
Шрифтовая композиция для поздравительной открытки
Объемные поздравительные открытки
Поздравительная открытка из крупы
Создайте поздравительную открытку к празднику в разных техниках: монотипия, аппликация из цветной бумаги, аппликация из ткани и природных материалов (выбор техники выполнения безграничен).
Инструменты и материалы: цветные карандаши, фломастеры, краски.
Составные части объемной поздравительной открытки из картона «Клоун»
Объемная поздравительная открытка из картона «Клоун»
Этапы работы над открыткой
Этапы работы над объемной открыткой
Готовая работа
Гравер Илья (XVII в.). Об этом талантливом украинском графике сохранилось немного сведений. Гравер Илья был монахом Онуфриевского монастыря во Львове, а в 1636 г. по приглашению митрополита Петра Могилы приехал в Киев. Свои работы он создавал для типографии Киево-Печерской лавры. Мастер выполнил циклы иллюстраций для Библии и Киево-Печерского патерика (сборник сказаний о славных монахах Киево-Печерской лавры). Илья работал в технике гравюры на дереве.
Гравер Илья. Царь Давид. Иллюстрация к Библии
Базилевич Анатолий Дмитриевич (1926-2005) - известный украинский график. Работал в Харькове и Киеве. Сначала Базилевич хотел быть живописцем, но потом увлекся графикой и стал замечательным книжным иллюстратором. Яркие, выразительные, полные юмора рисунки художника выполнены тушью и акварелью. Его самые известные иллюстрации созданы к романам «Приключения бравого солдата Швейка» Я. Гашека и «Пан Халявский» Г. Квитки-Основьяненко, бурлескной поэме И. Котляревского «Энеида». Базилевич охотно и с блеском иллюстрировал также украинские народные сказки.
А. Базилевич. Иллюстрация к сказке "Царь Плаксий и Лоскотон В. Симоненко"
Репин Илья Ефимович (1844-1930) - русский художник. Родился на Харьковщине и первые навыки живописного ремесла получил у местных иконописцев - художников, которые создавали иконы. Учился в Петербургской академии искусств. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Известнейшие произведения Репина: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и его сын Иван». Репин -прекрасный портретист («Протодиакон», «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет М.П. Мусоргского» и др.).
И. Репин. Голова крестьянина
Джотто ди Бондонэ (1266 или 1267-1337) -выдающийся итальянский художник. Его главная работа - фрески в капелле дель Арена в Падуе. Художник изображает историю жизни Богородицы и Христа. Он смело передает объем и пространство. Его персонажи преисполнены реальных чувств - несложных, но очень сильных. Джотто решает проблему передачи извечной борьбы добра и зла не с помощью символов, как это было в средневековом искусстве, а на примере жизни реальных людей. Джотто является также автором фресок в капеллах Перуцци и Барди флорентийской церкви Санта-Кроче.
Джотто ди Бондонэ. Мадонна на троне
ПЕЩЕРОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Прикладная графика и ее
своеобразие
Реферат
Студентка: 1 курса 5 группы магистратуры
специальности «Графический дизайн»
очной формы обучения
Руководитель: к.п.н., Куприна
Ю.П.
Тамбов 2012
Графическим искусством, или
графикой (от греч. «grafo» –пишу, черчу,
рисую) называется один из видов изобразительного
искусства, включающий рисунок и произведения,
основывающиеся на искусстве рисунка,
но обладающие собственными изобразительными
средствами и выразительными возможностями.
Прежде всего, графика – искусство, основу
которого составляет рисунок, цвет в графике
не является главным, как, например, в живописи.
Графика несет не конкретный,
реальный образ вещи, а как бы уподобление,
иносказание, превращение, в произведениях
графики возникает колебание между реальным
образом и знаком. Основными изобразительными
средствами графики являются линия, штрих,
пятно, светотень, фактура. К этим средствам
относится и фон, то есть тон и цвет бумаги.
Линия – это след от движения точки на
плоскости. Она может быть самой разнообразной
по начертанию и длине. Чем меньше точка,
тем тоньше будет линия. Различают три
типа линий: изобразительную, каллиграфическую
и геометрическую. По начертанию они бывают
прямые, волнистые и комбинированные.
Задача линии в определении границы формы,
объединении и связывании изобразительных
элементов, взаимодействии с плоскостью.
Короткие линии называются штрихами. Задача
штриха в передаче пятна и фактуры. Взаимодействуя
с линией, штрих выполняет функцию передачи
формы и пространства. В художественной
практике линия и штрих обладают большими
выразительными
возможностями. Их бесконечное
разнообразие можно обнаружить в произведениях
графики разных эпох.
Активную роль в графике играют
фактура материалов, специфика графических
техник и приемов (живописность и «бархатистость»
офорта, создающего богатые пространственные
и светотеневые переходы, четкость и гибкая
контрастность ксилографии, легкие светотеневые
нюансы литографии, декоративная броскость
линогравюры и т.д.).
Наиболее отличительный признак
графики – особое отношение изображаемого
предмета к пространству, важную роль
в создании которого играет фон бумаги
или, по выражению графика В.Л. Фаворского,
«воздух белого листа». Графика почти
всегда противится иллюзии пространства
и телесности.
Графика ограничена в своих
цветовых решениях и никогда не может
(и не должна) соперничать в этом отношении
с живописью, имитировать ее и гнаться
за цветовым богатством, доступным только
одной живописи.
Как и все изобразительные
искусства, графика может быть подразделена
на три вида:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ