Нынешнее состояние репортажной фотографии в России. Проблемы дальнейшего развития фотожурналистики

Можно утверждать, что фотожурналистика является наиболее универсальной формой массовых коммуникаций. Письменная и устная речь требуют знания определенного языка, а изображение в большинстве случаев может быть понято всеми. Выражение лица, эмоции, движение и положение тела, также как и композиция, свет и тень могут поведать историю не хуже любых слов.

Этот урок не претендует на то, чтобы срочно обратить вас в фотожурналиста, но, надеюсь, он позволит вам получить лучшее представление о данном ремесле. Он поможет вам понять профессионалов, практикующихся в данном направлении, узнать, чего стоит создание картинок, которые вы видите в новостях, или принять обоснованное решение о введении фотожурналистики в вашу фотографическую жизнь.

Определение фотожурналистики

Давайте для начала определим, что есть фотожурналистика. Говоря просто, она рассказывает истории через фотографии. Но, кроме того, созданные истории должны следовать правилам журналистики. Они должны быть правдивыми, а журналист должен попытаться передать сюжет максимально справедливым, сбалансированным и непредвзятым способом из всех возможных.

Фотожурналисты бывают разные, но обычно их можно встретить в газетах, журналах, на новостных станциях и веб-сайтах, и все большее количество их нынче работает в других, традиционно не визуальных новостных СМИ, типа радиостанций, которые расширили зону своего охвата в интернете.

Работа в фотожурналистике

Штатный фотограф - это тот, кто работает на конкретное издание, съемки для данного издания составляют его полный или неполный рабочий день. Внештатный фотограф, или фрилансер, снимает для множества изданий. Некоторое количество различных организаций может обратиться к услугам фрилансера для выполнения конкретного задания или на ограниченный период времени. У фрилансеров обычно есть список клиентов, на которых они работают.

Третьим наиболее распространенным работодателем для фотожурналистов являются информационно-новостные агентства типа «Ассошиэйтед пресс» (англ. Associated Press) или «Рейтер» (англ. Reuters). Газеты и иные новостные СМИ получают информацию от данных агентств по подписке. Они обеспечивают освещение новостей для подобных СМИ, поскольку те зачастую не могут позволить себе посылать собственных репортеров в отдаленные регионы.

Фотография ниже - типичное задание. Мой редактор сказал, что в местной школе есть прекрасный учитель, который интегрировал принципы «формирования характера», такие как честность, мудрость, доброта и честь, в свои занятия в гимнастическом зале, и я должен был сделать изображение, подходящее для этой истории.

Фотозадания

Жизнь фотожурналиста может быть захватывающей. Вас могут послать куда угодно для встречи с любым человеком. Это больше чем фотография и журналистика по отдельности, эта многосторонность и разнообразие опыта, возможно, самая ценная часть профессии. Общие новостные задания именно такие, обычные. Общие новости это все то, что запланировано. Званый обед, сбор средств, акции протеста, пресс-конференции, церемонии награждения, посадка деревьев, - все это виды общеновостных назначений.

Ключ к освещению данных событий (как и к большинству других) - попытаться рассказать полноценную историю при помощи изображения. Например, фотография ниже сопровождает репортаж о научном классе, который помогал выхаживать больного птенца дрозда. Мое задание состояло в том, чтобы посетить класс и посмотреть, что они делают. Фото отображает все элементы истории: класс, учителя, дрозда и то, как они ему помогали.


Спортивные мероприятия

Спортивная фотография - это специализированная версия общих новостей. Она связана с быстро развивающимся действом, и фотограф должен иметь прекрасное чувство времени. В спортивных снимках вам нужно показать конфликт и эмоции. Это обычно означает фиксацию в кадре игроков обеих команд и той вещи, за которую они борются (как правило, мяч). Эмоции можно показать через лица игроков. Это может быть тяжело из-за размахивания руками или шлемов, но лучшие спортивные фото передают не просто действие, но и эмоции.

Экстренные новости

Экстренные новости, в каком-то смысле, противоположны общим. Они представляют собой незапланированные события, как, например, автокатастрофа или пожар. Во время выполнения данных заданий, самое главное - это информация. Вам нужна информация, чтобы обезопасить себя и сделать кадр, который наилучшим образом расскажет историю.

Вам нужны репортажные навыки, чтобы получить информацию о том, кто вовлечен в ситуацию и что действительно случилось. В таких ситуациях часто требуется иметь опыт общения с правоохранительными органами и аварийно-спасательными службами. Вы можете увидеть данный вид фотографии дальше в этом уроке.

Портреты

Фотожурналисты также снимают портреты. Хотя они обычно никогда не делают постановочные кадры, портреты являются исключением. Журналистские портреты, как правило, показывают человека в его среде: судья в своем офисе, художник в мастерской. Субъект обычно смотрит прямо в камеру, так что зрители знают, что это портрет. Обычно человек при этом ничего не делает, опять же для того, чтобы зритель не впал в недоразумение на счет того, является ли это фото постановочным портретом или реальной, документальной частью журналистики.

Фотоистория

Последний тип заданий - это фото история, или долгосрочный документальный проект. Для выполнения работы данного типа фотографу требуется потратить длительный период времени на документирование действий субъекта. Фото истории обычно включают в себя несколько фотографий, собранных вместе. В качестве примера можно привести следование за семьей беженцев или документирование жизни семьи, один из членов которой болен.

Великие

Фотожурналистика никогда не была профессией для искателей славы. Но если говорить о славе внутри индустрии, то тут существуют сотни потрясающих фотографов. Я собираюсь сфокусироваться на трех моих любимых. Я выбрал их, потому что они охватывают большую часть истории фотожурналистики.

Прежде чем я продолжу, позвольте мне сказать, что я американец, так что я лучше знаком с американскими фотографами. Были и другие великие фотожурналисты, не указанные здесь, такие как Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) из Франции, Роберт Капа (Robert Capa), работавший по всей Европе, Шисеи Кувабара (Shisei Kuwabara) в Японии и Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) из Бразилии. Трое выбранных мною фотографов - мужчины. Но в данной профессии есть также множество выдающихся женщин, таких как Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz), Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White) и Сьюзан Мейселас (Susan Meiselas).

Уильям Юджин Смит

Уильям Юджин Смит (W. Eugene Smith) родился в 1918 и умер в 1978. Специализацией Смита были фото истории, во времена, когда журналы типа «Life» наполняли свои страницы документальными работами. Он освещал события Второй мировой войны в Тихом Океане, но известен стал благодаря более поздним своим работам. Моя любимая серия Смита называется «Сельский врач», она была опубликована в 1948. Ее часто называют первым современным «фоторепортажем».

Эдди Адамс

Эдди Адамс (Eddie Adams) родился в 1933 и умер в 2004. Он освещал 13 войн. Он наиболее известен своей фотографией генерала Нгуена Нгок Лоана, казнящего пленника-вьетконговца в Сайгоне. Его чувство времени, или удача, привели к тому, что ему удалось сделать кадр, показывающий точный момент, когда пуля входит в голову пленника. За это он получил Пулитцеровскую премию. Эдди Адамс также открыл мастерскую фотожурналистики. Места в его мастерской, пожалуй, наиболее востребованы студентами в США, и стандарты для приема в нее очень высоки.

Джеймс Нахтвей

Джеймс Нахтвей (James Nachtwey) родился в 1948, и по-прежнему снимает. В 2007 году он получил премию TED, которая гарантирует победителю $100,000 и возможность загадать «желание, которое изменит мир». Он, прежде всего, был военным фотографом, и документальный фильм, снятый про него, так и называется - «Военный фотограф» (англ. «War Photographer»). В фильме к его фотоаппарату прикреплена маленькая видео камера, что позволяет вам видеть действие глазами Джеймса Нахтвея. Некоторые из моих любимых работ Нахтвея - это его фотографии людей, страдающих от СПИДа в Африке, и его нынешняя премия TED направлена на борьбу лекарственно-устойчивым туберкулезом.

Навыки

Фотожурналистика - это область с высочайшей конкуренцией. Обладание правильными навыками необходимо для построения успешной карьеры. Во-первых, очень важны навыки общения. Фотожурналист должен быть способен быстро завоевать доверие людей и выполнять свою работу так, чтобы это доверие не было разрушено.

Хорошие навыки в журналистике идут с этим фактором рука об руку. Знание того, как определить наиболее существенные моменты истории и как донести их до публики, имеет решающее значение. Это значит, что большинство фотожурналистов также владеют другими направлениями журналистики, в том числе написанием статей и проведением интервью.

Фотографические навыки

Человек, претендующий на позицию фотожурналиста, также должен иметь безупречное портфолио. Портфолио должно содержать множество изображений с вышеупомянутых типов заданий, и эти фотографии должны демонстрировать умение работать в сложных ситуациях. Многие начинающие фотожурналисты проваливаются на ситуациях с низким уровнем освещения.

Фотография ниже была сделана ночью без вспышки. Выдержка примерно 1/8 секунды, но т.к. я практиковался в стабилизации собственного тела и знал, как использовать моторный привод камеры для нивелирования дрожания, я получил резкое изображение при одном лишь свете от свечей.

Три элемента отличного кадра - это свет, композиция и момент. Важно понимать, когда надо использовать вспышку, а когда - драматичный натуральный свет. Также знание основ композиции типа правила третей, ведущих линий и повторения форм сослужит вам добрую службу. Но самое существенное - это нахождение идеального момента. Ищите пик эмоций.


Технологические навыки

Современный фотожурналист должен быть способен снимать и передавать изображения в цифровом виде, а также хорошо разбираться в он-лайн инструментах, таких как блоги и социальные сети. Тенденция сейчас состоит в увеличении количества видео в интернете. Фотожурналисты нынче часто носят с собой еще и видеооборудование, чтобы использовать его, когда потребуется. Это предполагает также необходимость иметь базовые знания в области программного обеспечения для редактирования видео.

Этика

Главное, что отличает фотожурналистику от других форм фотографии, это доверие. Зрители должны верить, что изображение, на которое они смотрят, позволит им получить истинное представление о произошедшем. Это сводится к двум основным вопросам: вмешательства и манипуляций.

Фотожурналист никогда не должен вмешиваться в ситуацию. Он/она никогда не могут направлять или просить позировать людей в кадре, кроме тех ситуаций, где требуется портрет, в этом случае они следуют правилам, упомянутым выше в разделе о фото заданиях. Портреты также помечаются как таковые в описании, с использованием фраз типа «Мистер Смит позирует» и тому подобных.

Можно поспорить, что одно присутствие фотографа уже может изменить ситуацию. И хотя иногда это справедливо, но вмешательство можно минимизировать при помощи терпения и практики. Люди обычно привыкают к присутствию фотографа, и в самом удачном случае, они все вместе забывают о нем. Фотожурналист должен уметь хорошо объяснять свои цели, чтобы снимаемые люди понимали, должны ли они позировать или менять свое поведение.

Этика пост-обработки

Фотоманипуляции строго запрещены. Это особенно относится к пост-обработке. Ничто в (или на) фотографии не должно быть отредактировано. Постобработка может коснуться лишь корректировки цветовых искажений, проблем с экспозицией и широтой фотоматериала, и легких недостатков резкости. Камеры все еще не так хороши в воспроизведении изображений, как глаз, так что иногда мы обязаны компенсировать это.

Кадрирование также допускается. Но морщины оставляем, мешки под глазами оставляем, пятна на рубашках оставляем. Фотожурналист не может двигать баскетбольный мяч в кадре, убирать или вставлять его. Добавление драматических эффектов типа виньетирования, художественных фильтров и тому подобного также против правил.

Этичный подход и отношение

Еще одна сторона этики состоит в том, как фотожурналист снимает и изображает людей. Это требует сострадания и искреннего интереса к участникам событий и освещаемой теме. Об этой части этики сложнее говорить, так что я хотел бы описать ситуацию, в которую я однажды попал, что случается постоянно в мире журналистики.

Я был вызван на место происшествия, так что это попадает в категорию экстренных новостей. Маленькая девочка была сбита машиной. Это был несчастный случай, водитель не была пьяна и травмировала девочку не намеренно. Когда я прибыл на место, водитель все еще была там, как и многие члены семьи жертвы. Обе стороны знали друг друга, и мы скорбили вместе. Я сделал фотографию, представленную ниже. Она достаточно наглядна из-за крови на футболке водителя.

Изображение, очевидно, убедительно, но какой в этом смысл? Это новость? Зачастую вы не можете принять это решение, находясь на месте происшествия. После возвращения в редакцию, репортер обнаружил, что жилой комплекс, где произошел несчастный случай, недавно отправил письмо всем жителям, с просьбой быть очень аккуратными во время вождения, ради безопасности детей и пешеходов. Так мы выпустили фотографию.

Девочка умерла в госпитале позже, но смысл новости был не в том, чтобы эксплуатировать ее смерть, а в том, чтобы заострить внимание на проблеме. Это тонкая грань, необходимо много думать и обсуждать, прежде чем принять финальное решение.


Доступ

Без сочувствия и доверия, вы никогда не получите доступ. Под доступом я подразумеваю убеждение людей позволить вам документировать их жизни, проникнуть в их историю. Лучшие истории появляются не на пресс-конференциях или из заявлений служб информации, они возникают, когда вы выходите на улицу и ищете интересных людей. Просить этих людей разрешить вам следовать за ними, порой месяцами, может быть трудно. Здесь есть несколько моментов, которые следует учесть.

Анализ рисков/выгоды

Во-первых, фотожурналист должен определить, как история субъекта поможет обществу. Во-вторых, следует понять, как данный репортаж повлияет на самих снимаемых людей. Поможет ли достичь чего-то или же, напротив, повредит их репутации и сделает их жизнь тяжелее?

Каждая история имеет собственные уникальные факторы, но фотожурналист должен представить этот баланс между общественным благом и личным ущербом или выгодой тем, кого он хочет фотографировать, так, чтобы им это было понятно. После этого, решение за ними. Однако когда журналист допущен внутрь ситуации, от них же зависит, будут ли они вести себя так, чтобы ему был обеспечен постоянный доступ. По идее, выгнать не должны…ну, по крайней мере, не насовсем.

«Вон»

Но это, все же, очень хорошая идея - предоставить людям возможность выгнать вас на время. Позвольте мне объяснить, многие фотожурналисты разрешают своим моделям сказать им «вон». Они говорят им, что если им становится некомфортно и если они хотят, чтобы их оставили ненадолго, это нормально.

Важно дать людям возможность на время укрыться от глаз общественности, но обычно одного лишь знания о том, что у них есть власть прогнать вас так, чтобы вы при этом не расстроились, уже достаточно. Зачастую более важно иметь возможность, чем использовать ее.

Преданность и сострадание

И наконец, люди должны знать, что журналист предан их истории. Очень помогает в этом то, что вы будете проводить с ними много времени, и это идет рука об руку с доверием и состраданием. Фотография ниже - часть репортажа, который я делал, о матери, которая растила свою маленькую дочку с церебральным параличом. Дочери, Лианне, было около 5 лет, и она немногое могла сделать сама.

Мать должна была ее кормить, купать, носить, поднимать и интерпретировать сигналы ее глаз, чтобы понять, что она пытается объяснить, потому что говорить она не могла. Из-за того, что я провел с этой семьей много времени, ее мама открыла мне доступ ко всему, даже к купанию, чтобы показать ту степень, в которой Лианна полагается на свою маму.


Рассказ истории

Как я упоминал ранее, фотожурналистика - это рассказывание историй посредством фотографий. Большинство репортажей в газетах и журналах позволяют разместить лишь один сопутствующий кадр, так что чем больше вы можете через него поведать, тем лучше. Существует множество способов сделать это, но я остановлюсь на двух самых сильных инструментах в запасе фотожурналиста.

Слои

Часто слои используются для привнесения контекста в фотографию. Фотография с энтузиазмом играющего музыканта может быть сделана где угодно, но тот же музыкант, снятый с толпой людей на фоне, это уже история. Может быть, толпа огромная, и музыкант питается их энергией, или, напротив, толпа маленькая, а музыкант отдает им все, что у него есть. В любом случае, «слоистость» содержания очень многое добавляет к истории. Слои не обязательно должны быть столь масштабны, как в этом примере, маленькие элементы и детали также позволят создать контекст, обогащающий содержание.

Эмоции

Другой важный аспект в истории - это эмоции. Фотожурналист должен быть экспертом в чтении и, что более важно, предугадывании выражений лица. Слезы, задумчивый взгляд, широкая радостная улыбка, - все это показывает, как люди на фото относятся к тому, что они делают. С детства мы учимся распознавать лица людей, которые рядом с нами, использование этого навыка в фотографии может стать очень мощным инструментом.

На фотографии ниже ветеран Второй мировой войны. Он воевал на Тихом Океане и награждался медалью за свою службу местной Ассоциацией ветеранов зарубежных войн. Медаль и значки других людей в кадре создают слои, и я уверен, что его лицо выражает признательность, надеюсь, что это легко читается зрителями. Я надеюсь также, что этот урок дал вам более глубокое понимание мира фотожурналистики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История происхождения, становления и развития фотожурналистики. Исследование профессиональной сферы фотожурналистики в России и мире. Практические аспекты деятельности фотожурналистов на примере работ Сергея Максимишина, анализ некоторых работ.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2011

    Документальная фотография и фотожурналистика. Социальная тематика в документальной фотографии. Жанровое определение документальной фотографии в сравнении с другими жанрами фотожурналистики. Уличные музыканты в работе российских и зарубежных фотографов.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2012

    Особенности развития и жанры фотожурналистики. Появление и становление военной фотографии. Анализ этических аспектов при репрезентации насилия в средствах массовой информации. Оценка влияния визуальных образов на изменение восприятия освещаемых событий.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2017

    История развития фотографии, предпосылки возникновения и проблематика современной фотожурналистики; виды репортажной фотографии. Анализ фотоиллюстраций в региональных газетах, журналах и электронных СМИ; опыт работы на информационном портале SHADR.info.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2013

    Основные направления использования фотографии. Особенности информационного и публицистического жанров фотожурналистики, фотомонтажа, фотоочерка и фотоколлажа. Характеристика видов тиражирования фотоснимков: фотогравюра, фототипия, фотолитография.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2009

    История развития и особенности портрета как жанра фотожурналистики. Виды фотопортретов и их функции в газетном номере. Аудитория и издательские характеристики корпоративной газеты "Нефтехимик", исследование достоинств и недостатков ее фотоиллюстраций.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2013

    Специфика и структура газеты как печатного средства массовой информации, место дизайна в ее популярности и покупаемости, классификация и техника оформления. Принципы газетной верстки. Роль и место фотографии на страницах газеты. Жанры фотожурналистики

    курсовая работа , добавлен 20.07.2009

Стать спортивным фотографом хотели бы многие. Адреналин, азарт, охота за «тем самым кадром» на бешеной скорости - согласитесь, звучит привлекательно. Но только не думайте, что вас ждут исключительно веселье и путешествия. Роберт Максимов, официальный фотограф Федерации тенниса России и амбассадор Nikon, не понаслышке знает, что такое многочасовое ожидание на лютом морозе, работа с 15 кг техники за плечами и поистине братская взаимовыручка коллег.

Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1600
ISO: 800
Фокусное расстояние: 195 мм
Камера: Nikon D4


За более чем 40-летнюю карьеру у Роберта, который сам в молодости занимался лёгкой атлетикой, накопилось немало историй и советов. Интересно, что по сути всю эволюцию спортивного фоторепортажа - от чёрно-белых пленок до «нафаршированной» Nikon D5 - он наблюдал своими глазами через объектив.

Один из самых запоминающихся уроков Роберту однажды преподал коллега в Атланте. Фотограф вспоминал, что зал, в который они тогда попали, был очень плохо освещён. «Нашли хорошую точку съёмки, я ставлю конвертор, черно-белую пленку, потому что цветная здесь, на мой взгляд, бесполезна. А мой друг, итальянский фотограф Джулиано, говорит, что всё-таки попробует снять на цветную. Выступают женщины на брусьях. До объекта съёмки метров 60. У Джулиано объектив 400 mm, конвертор, выдержка - 1/60. Любое движение нерезко. Я удивлялся - зачем он это делает? Но когда принесли из проявки пленку, это была просто фантастика. Всё в движении, смазано, а лицо спортсменки абсолютно резкое. Он снял то, что снять было невозможно!», - говорит Максимов.


Камера: Nikon D4

Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1600
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 560 мм

Что главное?

По мнению Роберта, участвующего в международном проекте о фотографах в разных жанрах NikonPro , самое важное в камере спортивного фотографа - правильный автофокус. «Это важнейший фактор. И второе - хорошая матрица. Всё остальное не так важно, мне даже не нужны эти 14 кадров в секунду. Главное - чистое, качественное изображение и точный автофокус. Nikon D5 и D4s (ссылки)- одни из лучших камер в этом деле!», - признаёт мастер.

Не забываем и про высокие ISO. Ведь фотограф может выбрать более короткую выдержку. «Так, если раньше я снимал на 1/800 или 1/1600, теперь я могу снимать с выдержкой 1/2500 и выше, так что ракетка и мячик становятся резкими, не смазанными. Видна даже фактура ворса!», - говорит Максимов.


Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/1250
ISO: 800
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Мастер утверждает, что у фотографа обязательно должна быть качественная экипировка. Ведь однажды именно она его и спасла. Представьте: горный склон, 19 градусов мороза, ветер. И высота - около 2700 метров. И вдруг старт скоростного спуска отменяют! Сначала на час, потом ещё... В итоге половина фотографов просто не выдержали таких условий и ушли. «Я завернулся, капюшон надел, закрылся, устроился в сугробе и уснул. Я сам горнолыжник и для съёмок экипировку использую горнолыжную. Она идеальная, с подогревом - ткань с нитью карбида циркония, мне в сугробе хорошо!», - вспоминает Максимов.

А как в двух словах описать, что в общем и целом нужно делать спортивному фотографу? Думать и наблюдать. «Я терпеть не могу, когда рядом со мной сидит фотограф и строчит как из пулемета. Я говорю ему: «Подумай. У тебя 10 кадров в секунду. Бежит Болт. Почти каждый кадр совпадает с отталкиванием. Если ты первый кадр снял в тот момент, когда у бегуна нога „захлёстывает“ (между собой мы называем такие кадры „инвалидами“ - одной ноги не видно), тогда все 10 кадров получатся дефектными. Если ты попал с первым снимком в нужный момент, то все следующие тоже будут хорошие. Думай!», - советует Роберт.


Диафрагма: f/4.5
Выдержка: 1/800
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 195 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

А вообще Роберт Максимов абсолютно убежден, что фотограф, который может снимать лёгкую атлетику, сможет снять всё что угодно. Ведь это колоссальный опыт: абсолютно разные условия, задачи, решения... Плюс, это настоящая проверка на прочность! «Физически для меня очень сложным спортом для съёмки оказались горные лыжи, скоростной спуск. И технически тоже, - делится Роберт. - В чём сложность: скорость спортсмена - 140-150 км/ч. Как правило, снимать можно с единственной фотопозиции, которую определяет шеф-фотограф. Сюда пускают 10-12 человек, не больше - только пул, или только если „твой“ спортсмен в лидерах, а так получить сюда допуск почти невозможно».


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/800
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

Профессиональная взаимовыручка

Все должны понимать, что работа спортивного фотографа, которому необходимо часто ездить за границу, во времена СССР была сильно осложнена. Так, не разрешали выезжать за пределы страны дважды в год (а ведь летняя и зимняя Олимпиады бывали в один год). «Таким образом, съездив на одну, - а я выбирал, как правило, летнюю, - зимнюю автоматом пропускал», - признаётся Роберт.

Но поговорим о тех мероприятиях, которые Максимов всё же смог увидеть собственными глазами. Вообразите огромную толпу фотографов на Олимпиаде: скорее всего, первое, о чём вы подумали, - бешеная конкуренция. Как ни странно, Роберт с нежностью говорит о своих коллегах из других изданий, вспоминая множество историй о взаимовыручке и помощи. Да и вообще называет спортивных фотографов семьёй, а с некоторыми дружит по несколько десятков лет.


Диафрагма: f/8
Выдержка: 1/30
ISO: 640
Фокусное расстояние: 200 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II

«Был один случай. Представьте: забег 100 метров, финал. Кто выиграет? Фотографы снимают на 400 мм, да ещё и с конвертором, чтобы сделать снимок в лоб, крупный план, запечатлеть эмоции. Нас четверо: итальянцы Джулиано и Коломбо, немка Глади и я. Четыре дорожки распределяем между собой - кто-то снимает первую, кто-то вторую и так далее. Снимаем каждый „своего“ спортсмена, и после победного финиша делим между собой снимки победителя», - приводит Роберт пример.

Кстати, больше увлекательных историй из жизни и интервью с профессиональными фотографами можно найти на сайте NikonPro .

«Если раньше много внимания и времени отнимала установка экспозиции, сейчас ты об этом не думаешь. Я выставляю нужные мне параметры и больше о них не забочусь, я весь в творчестве. Ищу нужный кадр, нужный момент - только это», - говорит Максимов, добавляя, что техника должна отрабатывать своё, а наша голова - своё, а уж если всё это совместить - результат не заставит себя ждать!


Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1250
ISO: 5000
Фокусное расстояние: 270 мм
Камера: Nikon D4S
Объектив: AF-S NIKKOR 200-400mm f/4G ED VR II


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/1000
ISO: 640
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/1000
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 150 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II


Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/1000
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 400 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR

Сокращения:
СФ – спортивная фотография
ОИ – Олимпийские игры
ЧМ – Чемпионат мира по футболу

1. Первая лекция «Знакомство со спортивной фотографией»

Вся лекция проходит в режиме рассказа с элементами диалога о спортивной фотографии в цифровую эпоху с показом на проекторе фотографий Марии.

Определение спортивной фотографии
- сравнение современной СФ и СФ в эпоху пленочных фотоаппаратов
- техника для съемки, обсуждение особенностей спортивных площадок
- отличие газетной и агентской СФ. СФ для журналов.
- профессиональная культура в узком сообществе спортивных фотографов
- основные понятия СФ – «момент», «красивость», «радость».
- обсуждение проблем современной СФ: выбор точки съемки, дистанционная съемка с помощью роботов, конкуренция с телевидением. Кризис жанра.
- СФ в конкурсах мировой фотожурналистики: какие фото обычно выигрывают и почему (на примере WPP).
- особенности работы на крупных мероприятиях – зимних и летних Олимпиадах, Чемпионатах мира по футболу.

2. Вторая лекция «СФ в персональных проектах»

Особенности СФ как очень узкого жанра фотожурналистики в применении его в персональных проектах. Рассказ о личных проектах и примеры из западной фотожурналистики.
- как попасть на Олимпиаду фрилансеру и найти свою нишу, конкурируя с мировыми агентствами? Рассказ о работе на трех Олимпиадах.
- навыки спортивного репортера, помогающие развиваться в других направлениях фотографии
- подведение итогов, дискуссия о значимости СФ.

Практическое занятие: совместное посещение и съемка во время спортивного мероприятия. Разбор «сырой съемки» и обсуждение результатов.

До 1880 типографское оборудование не могло правильно воспроизводить фотоснимки. Обычно по фотографии художником изготавливалась гравюра, с которой и производилась печать. Первые репортажные фотографии с полей Крымской войны (1853-1856), сделанные британскими репортерами, такими как Уильям Симпсон (William Simpson) из Illustrated London News или Роджер Фентон, были опубликованы именно таким образом. Аналогично, по фотографиям Мэттью Брэди Гражданской войны в США были сделаны гравюры для публикации в Harpers Weekly. Оригинальные изображения обычно показывались на выставках или копировались фотографическим способом в ограниченном количестве экземпляров.

Фотожурналистика в современном понимании появилась в результате усовершенствований в полиграфии и фотографии между 1880 и 1897. Первая полутоновая репродукция новостной фотографии была опубликована 4 марта 1880 года в The Daily Graphic (Нью Йорк). Изобретенная в 1887 магниевая вспышка (англ. Flash powder) позволила фотографам, таким как Джейкоб Рийс (en:Jacob Riis) , непринужденно снимать в помещениях. Начиная с 1887 года становится возможным воспроизводить полутоновые фотографии на печатающем оборудовании.

Изобретение термина "фотожурналистика" обычно приписывается Клиффу Эдому (1907-1991), 29 лет преподававшему в школе журналистики в Университете Миссури. Там К. Эдом в 1946 году организовал первую группу по обучению фотожурналистке. Другие источники называют первым декана Школы Фотожурналистики Френка Л. Мотта.

Еще одной предпосылкой к зарождению фотожурналистики стало изобретение малогабаритной камеры и высокочувствительных плёнок. Появление 35-миллиметровой "лейки", которая была создана в 1914 году и выпущена в продажу в Германии в 1925 году, внесло много значительных изменений в каждую область фотографии. Новая камера позволила фотографам увидеть обычные и привычные объекты в новых, более смелых перспективах и расширила их возможности лучше видеть и оценивать их очертания и формы в пространстве. С выпуском компанией Лейка 35 мм камеры в 1925-м году и появлением первых вспышек между 1927-м и 1930-м годами наступает "золотая эра" фотожурналистики.

В "золотую эру" фотожурналистики (1930-е-1950-е) многие журналы (Picture Post (Лондон), Paris Match (Париж), Life (США), Sports Illustrated (США)) и газеты (The Daily Mirror (Лондон), The Daily Graphic (Нью-Йорк)) заработали репутацию и огромную аудиторию во многом благодаря фотографии и таким фотографам, как Роберт Капа, en:Alfred Eisenstaedt, Маргарет Бурк-Уайт, Уильям Юджин Смит и слабому развитию новостной и репортажной телевизионной журналистики.

Огромный всплеск спроса и предложения качественной фотожурналистики вызвала Вторая мировая война. В своей последней стадии война стимулировала появление на рынке новых более быстрых и компактных камер из Японии, Европы и США.

До 1980-х годов большинство газет печаталось по технологии высокой печати, используя легко смешиваемую масляную краску, желтоватую низкокачественную "газетную" бумагу и грубо выгравированные изображения.

Текст был читаем, но точки фотогравировки, из которых формировались изображения, почти всегда были размазанными и нечеткими настолько, что даже когда фотография была крупной, мутная репродукция часто заставляла читателей перечитать подпись, чтобы понять, что на ней изображено.

В 1980-х годах большинство газет перешло на офсетную печать, которая позволяла воспроизводить фотографии более достоверно на белой, более качественной, бумаге. Life, один из самых популярных американских еженедельных журналов, с 1936 года до начала 1970-х годов, напротив, был полон фотографий, великолепно напечатанных на великолепной широкоформатной глянцевой бумаге. Life часто публиковал фото агентств UPI и AP, которые также печатались и в других изданиях, но качественная журнальная версия - это было совсем другое дело.

Фотографы журнала получили известность большей частью потому, что их фотографии были достаточно понятны, чтобы быть признанными, а их имена всегда появлялись рядом с их работами. Life стал стандартом, по которому публика оценивала фотографии, и многие современные книги по фотографии говорят о фотожурналистике так, как если бы она была исключительной областью журнальных фотографов. Со второй половины 1970-х годов фотожурналистика и документальная фотография, бок о бок с художественной фотографией, все больше и больше занимают места в художественных галереях. В России в 1994 году был проведен первый фестиваль документальной фотографии России, Балтийских государств и стран СНГ "ИнтерФото" - фестиваль профессиональной документальной фотографии в России, Балтийских государствах и странах СНГ. Фестивали проводились до 2004 года.

В рамках "ИнтерФото" проходил ежегодный конкурс и выставки "ПрессФотоРоссии".