Профессиональная этика юриста. Методические рекомендации по выполнению практических работ дисциплины: Профессиональная этика и психология делового общения Практические задания по теме нравственные основы досудебного

Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)

Программа профессиональной переподготовки
Психологическое консультирование и психодиагностика (620) New

Дисциплина: Профессиональная этика в работе психолога
Практическое задание 1, Модуль 1. Профессиональная этика, ценности и этические проблемы в деятельности психолога

Выполнил:
слушатель Пашнина СветланаДмитриевна
Преподаватель:
Сытько Тамара Ивановна

Москва – 2017
Задание 1. Этикет в работе психолога-практика.

1 Вопрос: Как соотносятся понятия «профессиональная этика» и «профессиональный этикет».

Профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а такжевзаимоотношения людей в трудовой деятельности. Профессиональная этика является результатом развития морального самосознания профессиональных сообществ -цехов, гильдий, мастерских и т.п. в их стремлении поддерживать как в своей среде, так и в обществе доверие и уважение к деятельности специалистов и к ним самим.
Содержанием профессиональной этики являются:
♦ нормы поведения, предписывающиеопределенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности;
♦ обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.
Профессиональная этика как составная часть морали основывается на ее общих принципах и установках, но рассматривает их с позиций специфических проблем в различных видах трудовойдеятельности.

Этикетом называется совокупность норм и правил, регулирующих социальное и профессиональное поведение.
Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формальную сторону общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться воспитанным человеком. Поведение в обществе не может не опираться на общиепринципы и нормы морали.
Этикет (среди специалистов по этике) традиционно понимается как застывшая норма морали, и в каждой профессии существует свой этикет. Это, например, традиционные приветствия покупателей и клиентов продавцами и другими представителями сферы
услуг.
Следовательно, этика и этикет взаимосвязаны: этика рассматривает моральные проблемы в более широком плане, а этикетконкретизирует этические стандарты и нормы. Каждая проблема, связанная с этикетом, не может решаться вне этических наставлений.

2 Вопрос: Разработайте памятку профессионального этикета практического психолога.

ПАМЯТКА ЭТИКЕТА ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА.

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особыхпринципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности.
1)Принцип профессиональной компетентности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.
Психолог формулирует выводы и рекомендациизаказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Главный этический принцип психолога - "не навреди". Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальномуположению, интересам человека.
3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Он должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными,...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели профессиональной этики юриста как ее категория, соотношение с целями юридической деятельности. Принципы профессиональной этики юриста, соотношение с универсальными этическими принципами. Особенности этических принципов на примере адвокатской этики.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Предмет и основные понятия этики. Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. Виды профессиональной этики. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Основы судебной деятельности. Генеральные принципы этики адвокатов.

    курс лекций , добавлен 05.12.2013

    Профессиональная этика - совокупность нравственных требований к профессиональной деятельности человека. Различные виды деловой этики. Принципы ведения бизнеса. Постулаты кодекса предпринимательской этики. Деловая беседа как специфическая форма общения.

    реферат , добавлен 21.12.2012

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    Сущность, функции и структура морали как способа нормативного регулирования поведения человека. Основные функции этики: познавательная (гносеологическая) и нормативная. Классификация нравственных отношений. Особенности профессиональной морали юристов.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2013

    Нормы профессиональной этики педагога. Педагогическая мораль как система нравственных требований, предъявляемых к учителю. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим).

    презентация , добавлен 20.01.2010

    Изучение основных принципов профессиональной этики судьи. Обобщение нравственных и моральных требований этой должности: честность, чувство долга, беспристрастность, чувство совести, гуманность. Независимость - принцип профессиональной деятельности судьи.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

    презентация , добавлен 21.09.2016

Профессиональная этика и этикет

1. Задание {{ 1 }} 1 Тема 1-0-0

Этика - это:

£

R

£

Задание {{ 2 }} 2 Тема 1-0-0

Этика это

£ А.область философского учения

R В. этика это наука о морали

£ С. этика это нравственность

£ Д. этика есть аналог латинского «моралис»

Задание {{ 3 }} 3 Тема 1-0-0

Исходная проблема этики это

R А. вопрос о природе и происхождении морали.

£ В. изучение нравственности.

£ С. изучение человеческой сущности.

£ Д. изучение взаимоотношений между людьми.

Задание {{ 4 }} 4 Тема 1-0-0

Основываясь на учении И. Канта, этика есть учение….

R не о сущем, а о должном

£ о сущем и должном

£ о нравственном и безнравственном

£ о моральном и аморальном

Задание {{ 5 }} 5 Тема 1-0-0

Процесс формирования этики как науки начался в период…

£ во II в. н.э.

£ к середине I тыс. до н.э.

R в I тыс. н.э.

Задание {{ 6 }} 6 Тема 1-0-0

Процесс формирования этики начинается одновременно в

R одновременно в Древней Греции, Индии и Китае

£ Античной Греции и Риме

£ Египте, Греции, Риме, Индии и Китае

Задание {{ 7 }} 7 Тема 1-0-0

Этика - термин возникший в

R Древней Греции

£ Древнем Риме

£ у Древних Германцев

Задание {{ 8 }} 8 Тема 1-0-0

Становление понятийного аппарата этики началось…

£ с эпохи становления рабовладельческих отношений на Древнем Востоке.

£ С эпохи Античной древности

£ С эпохи средневековья.

R С эпохи становления капиталистических отношений.

На смену античной этики в Европе приходит….

R христианская этика

£ феодальная этика

£ этика вассалов и сюзеренов

Задание {{ 10 }} 10 Тема 1-0-0

Одной из центральных проблем этики средневековья есть….

R проблема происхождения морали

£ проблема моральных устоев

£ проблема происхождения нравственности

Задание {{ 11 }} 11 Тема 1-0-0

Августин рассматривал проблему свободы выбора как:

£ человек самостоятельно способен творить добро

R человек самостоятельно способен творить зло

£ человек не способен творить самостоятельно ни добро ни зло.

Задание {{ 12 }} 12 Тема 1-0-0

Фома Аквинский утверждал, что человек самостоятельно способен творить…

£ и добро и зло

£ способен творить только зло

£ способен творить добро

R способен творить и добро и зло, в границах предопреленных Богом

Задание {{ 13 }} 13 Тема 1-0-0

Выдающийся русский философ Вл. Соловьев (1853-1900) назвал родоначальником нравственной философии, т.е. этики:

R И. Канта

£ А. Камю

£ Ф. Аквинского

£ Б. Спинозу

Задание {{ 14 }} 14 Тема 1-0-0

Цель этического учения - «не познание, а поступки» отмечал:

R Аристотель

£ Платон

£ Сократ

£ Сенека

Задание {{ 15 }} 15 Тема 1-0-0

Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей:

R дианоэтические

R этические

£ дуэтические

£ моральные

£ этнические

Задание {{ 16 }} 16 Тема 1-0-0

Платон в своем сочинении... устами одного из своих персонажей осуждает Гомера, Гесиода за то, что они упоминали о кознях, которые строят боги друг другу и людям, об их «веселых» приключениях и т.д.

Правильные варианты ответа: Государство;

Задание {{ 17 }} 17 Тема 1-0-0

Одним из основателей этического рационализма с полным основанием следует считать:

R Сократ

£ Гесиода

£ Аристотель

£ Платон

Задание {{ 18 }} 18 Тема 1-0-0

Гедонизм (от древнегреч. Hedone) означает:

R наслаждение

£ убеждение

£ награждение

£ достижение

Задание {{ 19 }} 19 Тема 1-0-0

Основателем кинизма считается:

R Антисфен

£ Зенон

£ Эпиктет

£ Эпикур

Задание {{ 20 }} 20 Тема 1-0-0

Зенон считается основателем:

£ стоицизма

£ кинизма

£ эвдемонизма

R гедонизма

Задание {{ 21 }} 21 Тема 1-0-0

В этических исследованиях... господствовал теоцентризм, т.е. все рассматривалось через призму отношения к Богу, проверялось на предмет соответствия священному писанию, постановлениям соборов.

Правильные варианты ответа: христиан;

Задание {{ 22 }} 22 Тема 1-0-0

В XVII-XVIII вв. получает распространение теория... (Спиноза, Гельвеций, Гольбах и др.)

Правильные варианты ответа: разумного эгоизма;

Задание {{ 23 }} 23 Тема 1-0-0

Яркими представителями экзистенциализма являются:

R М. Хайдеггер

R Ж.-П. Сартр

R А. Камю

R К. Ясперс

£ Б. Расселл

£ А. Швейцер

£ Л. Фейербах

£ Э. Кант

Задание {{ 24 }} 24 Тема 1-0-0

Известный французский философ... справедливо отметил следующее: «Современное мироощущение отличается от классического тем, что живет моральными проблемами, а не метафизикой»

Правильные варианты ответа: Камю;

Задание {{ 25 }} 25 Тема 1-0-0

С религиозными взглядами на природу, происхождение морали во многом пересекаются воззрения представителей (Платона, Гегеля и др.):

R объективного идеализма

£ натуралистического,

£ субъективного идеализма

£ рационального воззрения

Задание {{ 26 }} 26 Тема 1-0-0

Четкое оформление натуралистическая теория получила в прошлом веке в трудах

R Ч. Дарвина

R Г. Спенсера

R П. Кропоткина

£ А. Камю

£ М. Хайдеггер

Сущность морали

27. Задание {{ 27 }} 27 Тема 2-0-0

Мораль - это:

£ практическая воплощенность моральных идеалов, целей, установок в различных формах социальной жизнедеятельности

£ учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе

R совокупность исторически сложившихся принципов, норм, которые регулируют их отношения друг с другом и с обществом

Задание {{ 28 }} 28 Тема 2-0-0

Свойства морали

£ Императивность, корпоративность

£ Нормативность

£ Оценочность

R Императивность, корпоративность, нормативность, оценочность

Задание {{ 29 }} 29 Тема 2-0-0

Функции морали:

R оценочную, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная

£ оценочную, обучающая, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная

£ оценочную, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, контролирующая

£ изучающая, познавательная, мировоззренческая, воспитательная, регулятивная

Задание {{ 30 }} 30 Тема 2-0-0

Слово (термин) «мораль» восходит к латинскому слову mores», которое можно перевести как:

R Нрав

R Обычай

R Характер

£ Темперамент

£ Ритуал

£ Мировоззрение

Задание {{ 31 }} 31 Тема 2-0-0

«Боги дают людям все доброе как в древние времена, так и теперь» утверждал древнегреческий философ:

R Демокрит

£ Платон

£ Сократ

£ Эпикур

Задание {{ 32 }} 32 Тема 2-0-0

В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на:

R индивидуальное и общественное

£ коллективное и индивидуальное

£ личностное и общественное

Задание {{ 33 }} 33 Тема 2-0-0

Представители этического сенсуализма:

R Шефтсбери

R Юм

£ Спиноза

£ Гельвеции

£ Рассел

Задание {{ 34 }} 34 Тема 2-0-0

В моральном сознании формируется мировоззрение через призму специфических понятий: Мир рассматривается:

R добрым или злым

R упорядоченным или хаотичным

£ страшным и щедрым

£ добрым и хаотичным

£ злым и упорядоченным

Задание {{ 35 }} 35 Тема 2-0-0

Традиционно говорят о божественной природе морали:

R Христианские богословы

£ стоики

А.С. ТАРАН

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЭТИКА

ПРАКТИКУМ.

Издательство «Самарский университет»

Предисловие.............................................................................................. Введение.................................................................................................... Раздел 1. Этика как учение о морали.................................................... 1.1. Этика и мораль: общие положения (основные понятия, моральные нормы, нравственные ценности). 1.2. Основные этические категории.......................................................... а). добро и зло. б). справедливость в). честность. г). честь, достоинство, долг. д). счастье, смысл жизни. е). совесть. Раздел 2. Юридическая этика как вид профессиональной этики..... 2.1. Профессиональная мораль юриста: общие положения. 2.2. Требования, предъявляемые к нравственным качествам юриста. Раздел 3. Нравственное содержание правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности. ............................................. 3.1. Право и мораль. 3.2. Нравственное содержание принципов уголовного процесса. Раздел 4. Нравственные основы правосудия....................................... 4.1. Этические требования, предъявляемые к судьям и правосудию. 4.2. Состав суда: нравственные основы сочетания единоличного и коллегиального начала в отправлении правосудия. 4.3. Нравственная характеристика обстоятельств, исключающих участие судьи в деле. 4.4. Этические основы взаимоотношения суда с участниками судебного разбирательства. 4.5. Справедливость как нравственное требование к приговору. Раздел 5. Нравственные начала производства предварительного расследования. ......................................................................................... 5.1. Этические основы производства отдельных следственных действий. а) нравственные основы производства осмотра и следственного эксперимента. б) нравственные основы производства освидетельствования. в) нравственные основы производства допроса и очной ставки. г) нравственные основы производства предъявления для опознания, назначения и производства экспертизы. 5.2 Этические основы тактических приемов расследования. Раздел 6. Нравственные начала деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве................................................................... 6.1. Нравственное значение оказания адвокатом юридической помощи. Реклама адвокатской деятельности. 6.2. Нравственные начала взаимоотношений адвоката с коллегами. Адвокат как представитель адвокатской корпорации. 6.3. Нравственные аспекты принятия адвокатом поручения. Гонорар. 6.4. Адвокатская тайна. 6.5. Нравственные основы взаимоотношений адвоката с доверителем. Этические аспекты выработки позиции по делу. 6.6. Этические критерии допустимости средств и тактических приемов защиты. 6.7. Нравственные основы участия в уголовном процессе адвоката-представителя потерпевшего. Раздел 7. Культура процессуальной деятельности.............................. 7. 1. Понятие и значение культуры профессиональной деятельности участников уголовного процесса. Процессуальный этикет. 7.2. Культура речи юриста. 7.3. Культура юридический документов. 7.4. Культура полемики, спора, дискуссии. 7.5. Нравственная характеристика судебной речи. Раздел 8. Итоговые индивидуальные задания..................................... 8.1. Тестовые задания. а). тестовое задание "отгадай слово" б). тестовое задание "заверши мысль" в). контрольный тест. 8.2. Письменные контрольные задания. а) подготовка контрольной работы. б) подготовка мини-эссе. в) подготовка реферата. 8.3 Участие в мини-дебатах. 8.4. Эмпирическое исследование этической проблемы. ПРИЛОЖЕНИЯ I. Рабочие материалы к задачам............................................................ Приложение 1.1. В Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо". Приложение 1.2. Основные направления этического исследования. Приложение 1.3. Модели смысла жизни, сформулированные основными историческими концепциями. Приложение 1.4. Категории и концепции справедливости Приложение 1.5.Тесты. Приложение 1.6. Ключ-ответ к задачам. II. Использованная и рекомендуемая к ознакомлению литература.............................................................. Приложение 2.1. Список использованной учебной и учебно-методической литературы. Приложение 2.2.Список использованной библиографической литературы. Приложение 2.3. Список рекомендуемой литературы. III. Нормативные источники.................................................................. Приложение 3.1. Конституция РФ (извлечение). Приложение 3.2. Кодекс поведения для юристов в Европейском сообществе Приложение 3.3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка Приложение 3.4. Генеральные принципы этики адвокатов Международной ассоциации юристов Приложение 3.5. ФЗ "О прокуратуре" (Извлечение) Приложение 3.6. ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" (Извлечение). Приложение 3.7. Кодекс судейской этики. Приложение 3.8. Некоторые рекомендации американской ассоциации юристов для судей США. (см.: Халдеев Л.С. стр. 449-453). Приложение 3.9. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов МВД. Приложение 3.10. Кодекс профессиональной этики адвоката (раздел I). IV. Материалы для организации и выполнения итоговых практических заданий. Тематика отчетных работ.............................. Приложение 4.1.Механизм принятия этического решения. Приложение 4.2.Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов. Приложение 4.3. Примерные тезисы для дебатов. Приложение 4.4. Программа изучения сообщений о совершении адвокатами дисциплинарных проступков, поступающих в адвокатские палаты субъекта РФ (фрагмент). Приложение 4.5.Анкета опроса адвокатов об участии в производстве по уголовным делам в качестве защитника. Приложение 4.6.Сводные таблицы результатов изучения практики. Приложение 4.7. Вопросы для самоконтроля и подготовки к итоговому зачету.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Настоящее пособие предназначено для проведения практических занятий и организации самостоятельной работы студентов, изучающих нравственные основы профессиональной деятельности юриста. Оно призвано оказать помощь как педагогам в преподавании данной отрасли знаний, так и студентам в ее освоении.

Пособие предназначено для студентов, изучающих спецкурсы, посвященные профессиональной этике юриста. Специальные разделы пособия могут быть полезны также при изучении соответствующих разделов курсов "Уголовный процесс РФ", "Криминалистика", "Прокурорский надзор", "Адвокатура", а также спецкурсов "Судебная речь", "Судебная власть и правосудие" и прочее.

Практикум может также оказать помощь преподавателям соответствующих учебных дисциплин в организации учебного процесса.

Для удобства работы с практикумом настоящее пособие содержит три группы приложений.

Первая группа "Рабочие материалы к задачам" включаетшесть приложений, содержащих справочную информацию по проблематике курса. В подавляющем большинстве заданий, выполнение которых требует обращения к специальной информации, делается ссылка на соответствующее приложение.

Вторая группа "Использованная при написании практикума и рекомендуемая к ознакомлению литература" содержит список научных, учебных, и т.д. источников, обращение к которым позволит максимально эффективно работать с над поставленными задачами. Указанный список будет полезен также всем тем, кто заинтересуется проблематикой курса и пожелает расширить круг своих познаний в данной области.

Третья группа "Нормативные источники" представляет выдержки (извлечения) из необходимых для работы над практикумом нормативно- правовых актов, международно-правовые источники, корпоративные кодексы этики: "Кодекс судейской этики", "Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов МВД", "Кодекс профессиональной этики адвоката", а также некоторые аналоги кодексов этики юриста зарубежных стран.

Включение данного приложения в настоящее пособие обусловлено тем, что это, во-первых, облегчает работу над практикумом, во-вторых, отчасти систематизирует необходимый материал и, в третьих, освобождает студентов от поисков, как показывает практика, не совсем доступной литературы.

Четвертая группа "Материалы для организации и выполнения итоговых практических заданий. Тематика отчетных работ" представляет собой материалы, необходимые для осуществления итоговых практических заданий и подготовки к итоговому контролю знаний.

ВВЕДЕНИЕ

Думайте о юристах что хотите, но только хорошее.

Переход России к новой системе социально-экономических отношений закономерно привел к тому, что профессия "юрист" из категории престижных переместилась в разряд самых престижных. Наряду с положительными аспектами данного явления, очевиден его минус. Ажиотаж, возникший вокруг этой специальности, стал очередным доказательством перехода количественных изменений в качественные, но только в сторону потери качества. На первом занятии со студентами 5 курса по дисциплине "Этические основы процессуальной деятельности" проводя "мозговой штурм", выясняя цели, которые они преследовали, поступая на юридический факультет, традиционно выясняется, что, как правило, на юриста идут учиться не по призванию, не из интереса к профессии и т.д., а по совершенно другим соображениям - материальной выгоды, желания сделать карьеру, получить доступ к власти, по воле родителей и т.д. Стоит ли удивляться, что выявляется очевидная недооценка гражданской значимости своей профессии у лиц, которые уже менее чем через год получат диплом и будут заниматься правоприменительной деятельностью.

Это приводит к тому, что в профессиональную среду юристов попадают "случайные люди", которые по различным параметрам, в том числе по морально - этическим качествам, не соответствуют предъявляемым к ним обществом требованиям. В народе давно бытует выражение:

"Юристы - это дипломированные негодяи".

Указанная проблема очевидна и самим юристам. Так, Первый Всероссийский конгресс адвокатов, состоявшийся в 1999г., в одной из своих резолюции признал: "на волне эволюции российской адвокатуры в среду адвокатов проникает много случайных, недостойных по своим профессиональным и нравственным качествам людей...". Сами юристы шутят на эту тему, утверждая, что

"99 процентов непорядочных юристов создают остальным

дурную репутацию".

Как следствие осознания указанной проблемы были приняты корпоративные этические кодексы: Кодекс лиц рядового и начальствующего состава органов МВД (утв. Приказом Министра внутренних дел России № 501 от 19.11.93), Кодекс чести судьи (21.10. 1993г.), а затем и Кодекс судейской этики, Кодекс профессиональной этики адвоката (31.01.2003г.).

В последнее время наблюдается очевидный, и вполне закономерный всплеск научных и ученых работ, посвященных этой проблематике.

Вместе с тем, трудно назвать работу, посвященную именно проведению практических занятий со студентами по данной отрасли знаний.

Вместе с тем, учебное пособие такого рода в настоящее время особенно актуально, ибо преподавание именно этой дисциплины имеет свою специфику, обусловленную особенностями предмета, предопределяющими ее особое положение в системе дисциплин юридического цикла.

Среди особенностей предмета хотелось бы выделить следующие:

"Мораль - не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами"

Джон Дьюи.

В отличие от большинства дисциплин, изучаемых студентами юридического факультета, здесь нет такой базы, как система нормативных актов, и, тем более, единого кодифицированного источника. Здесь не системы "готовых" знаний. Задача педагога - помочь студентам научиться распознавать нравственные проблемы, видеть различные варианты разрешения нравственных коллизий в будущей профессиональной деятельности и выбирать наиболее оптимальные из них.

"Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно" А. Шопенгауэр.

Задача преподавателя - не поддаться искушению идти по более легкому пути- пути морализаторства. Нужно помнить: научить морали нельзя. Бессмысленна задача осуществить нравственное воспитание взрослой аудитории за то немногое количество аудиторных часов, которые отведены данному спецкурсу. Морали можно только научиться. До тех пор, пока студент сам не переживет хотя бы искусственно смоделированные ситуации, для него полученные знания останутся чужими, пустой, ненужной информацией, теряющейся после сдачи зачета, экзамена. Вот почему основная задача педагога, преподающего данную учебную дисциплину - заставить аудиторию думать, пропускать через себя проблемные ситуации, осуществлять самостоятельную работу. Преподавание судебной этики, скорее всего, предполагает формирование нравственного сознания личности.


"Мораль была бы пустой наукой, если бы она не могла показать, что его

величайший интерес заключается в том, чтобы быть добродетельным."

П. Гольбах.

Задача педагога - замотивировать студенческую аудиторию, показать значимость норм профессиональной этики в профессиональной деятельности юриста, которые, как показывает опыт автора, изначально воспринимаются студентами как второстепенные и необязательные.

В практикуме читатель найдет много поучительных афоризмов, остроумные народные притчи, легенды, поговорки и пословицы разных времен и народов, современные шутки о юристах, интересные высказывания политических деятелей, ученых и практиков, выдержки из художественных произведений, которые позволяют задуматься над проблематикой курса.

При этом автор не стремился к тому, чтобы в пособии доминировало какое-то одно представление, а, наоборот, старался продемонстрировать разные, порой даже диаметрально противоположные взгляды, предлагал к обсуждению иногда, на первый взгляд, абсолютно абсурдные идеи, соглашаясь с тем, что


"Главная проблема шуток про юристов состоит в том, что юристам они

кажутся не смешными, а все остальные не считают их шутками."

При написании работы автор опирался на свой опыт преподавания данной дисциплины, использовал публикации художественного и публицистического характера, а также данные, полученные в результате проведенного им исследования дисциплинарной практики Палаты адвокатов Самарской области, в ходе которого программированному исследованию было подвергнуто около 800 дисциплинарных производств в отношении адвокатов.

Значительную роль в формировании проблематики учебного пособия сыграл анализ научных трудов С.Ария, О.Я. Баева, М.О. Баева, А.В. Воробьева, М.С. Строговича, А.Д. Бойкова, М.Ю. Барщевского, Я.С. Киселева, Е.А. Красниковой, А.С. Кобликова А.Л. Цыпкина и других.

При выработке сюжетов к некоторым задачам были использованы материалы из ранее опубликованной учебной и учебно-методической литературы, о чем по тексту делается соответствующее указание. Список использованной при написании учебной и учебно-методической литературы представлен в Приложении 2.1

Надеемся, что в данном пособии каждый сможет найти для себя то, что даст пищу для ума и работу для души.

Задания.

1. Запишите три нравственные ценности, которые Вы считаете наиболее значимыми в жизни.

Выберете одну и дайте ей характеристику в соответствии с тремя основными направлениями этического исследования.

С основными направлениями этического исследования можно ознакомиться в Приложении 2.

Добро и зло

Кто не способен на зло, тот не способен и на добро

Туркменская пословица.

Существует мнение: "Среди тайн, которые нас окружают, существование зла на земле - одна из самых необъяснимых" (А. Принс).

Согласны ли Вы с этим? Можете ли Вы назвать причины существования зла на земле? Можно ли выделить причины существования добра? Если да, назовите их.

Как Вы понимаете существующие выражения:

Ни одно доброе дело не остается безнаказанным;

Берегись каждого, кому ты сделал добро (турецкая пословица);

Беги от добра - спасешься от зла (турецкая пословица);

Не делай добра, не получишь зла;

Сделал добро и брось его в воду.

Как Вы понимаете утверждения:

Что отдал, то твое;

Делая добро, будь благодарен за это (Л.Н. Толстой);

Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают (Л. Вовенарг);

Брать - значит терять, отдавать - значит приобретать.

Согласны ли Вы с ними? Аргументируйте свой ответ.

Сравните два бессмертных высказывания:

Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гете говорит: "Я часть той части целого, которая хочет зла и творит добро". Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное. (Ф.М. Достоевский);

Хотели как лучше, а получилось как всегда. (В.С. Черномырдин).

Какая общая идея лежит в их основе?

Англичане говорят: "Из двух зол выбирать не стоит".

А как говорят в таких случаях русские?

Отражается ли в данных пословицах особенности национального менталитета? Какая из пословиц Вам кажется наиболее удачной и почему?

"Не знаю, что лучше - зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред", - сказал Микеланджело.

Что думаете по этому поводу Вы?

Справедливость.

"Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше".

(О. Уайльд).

Определите, о какой категории справедливости идет речь в приведенных выражениях.

Укажите, при возможности, какие концепции справедливости в них представлены. (С общей характеристикой существующих категорий и концепций справедливости можно ознакомиться в Приложении 1.4.).:

"От каждого -по способностям, каждому - по потребностям" (Сен-Симон, Э. Кабе).

"Око за око, зуб за зуб" (принцип талиона).

"Равенство-начало справедливости" (Сенека);

"Кому много дано, с того много и взыщется" (Библия).

"Кто не работает, тот не ест".

"Суд - это имитация справедливости путем юридической процедуры". (В. Котов);

"Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому свое" (Цицерон);

"Мерилом справедливости не может быть большинство голосов" (Ф. Шиллер);

"Равенство всех - это вопиющая несправедливость, так как при этом величайшим людям приходится становиться слишком малыми" (Ф. Ницше);

"Давать каждому свое - это значило бы желать справедливости и достигать хаоса" (Ф. Ницше);

"Оплати за обиду справедливостью, оплати за доброту добротой" (Конфуций).

"Справедливость - это твердое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам" (Юстиниан).

"Несправедливость, причиненная одному лицу, часто бывает полезна всему обществу" (Юниус).

Персидская легенда гласит:

"Деревенский кузнец убил человека, и кадий приговорил его к смертной казни. Жители деревни толпой пришли к кадию и заявили:

Кузнец у нас один. Если ты его казнишь, кто же будет подковывать наших мулов и ослов? Пусть казнят вместо него бакалейщика, он нам не так нужен.

Кадий подумал и ответил:

Зачем же убивать бакалейщика? Он тоже один. Давайте, казним одного из служителей бани - ведь их там двое."

Какой смысл заключен в этой легенде? Какая категория справедливости обсуждалась? Какой концепцией справедливости руководствовались в данном случае? (Категории и концепции справедливости представлены в Приложении 1.4.).

В интерпретации К. Мелихана существует три вида справедливости.

1. Большой и маленький получают поровну. Обоснование: большой один и маленький один.

2. Большой получает больше маленького. Обоснование: большому и надо больше.

3. Большой получает меньше маленького. Обоснование: у большого и так все большое.

Примечание. Обоснование (а вместе с тем и понятие справедливости) меняется в зависимости от того, кто распределяет - большой или маленький.

Какое свойство категории "справедливость" подчеркивается в данном утверждении. О какой категории справедливости в нем говорится? (Категории и концепции справедливости представлены в Приложении 1.4.).

Честность.

"Лжецу нужна хорошая память".

Квинтилиан.

Сравните две группы высказываний. Какая из них Вам ближе?

1. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (русская пословица). 1. Умная ложь лучше глупой правды. (русская пословица).
2. Только правда, как бы она ни была тяжела, - легка. (А. Блок) 2. Лучше ложь, приносящая пользу, чем правда, сеющая раздоры (уйгурская пословица).
3. Ложь приносит больше страданий, чем самая тягостная истина. (А. Зегерс). 3. Ложь, направленная к доброй цели, лучше правды, возбуждающей вражду. (таджикская пословица).
4. Где правда, там и счастье. (русская пословица) 4. И ложь иногда во спасение (русская пословица).
5. Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер. (Ф. Бэкон) 5. Никогда не изменяй правде! Изменяй правду!. (Ежи Лец).

Сравните выражения:

Честность - тщеславие бедняков. (Андрей Петрилин).

Пустому мешку трудно стоять прямо. (поговорка).

Как Вы их понимаете? Нет ли в них противоречий?

Существуют ли зависимость между материальным благосостоянием человека и его нравственным обликом?

Согласны ли Вы с утверждением: "В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается честностью" (Джорж Галифакс)?

Честь, достоинство, долг.

Наш долг - это право, которое другие имеют на нас.

"Когда виновный __________ (признает, не признает) свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать - свою честь". (В. Гюго).

Вставьте пропущенное слово, выбрав из двух предложенных вариантов наиболее, на Ваш взгляд, соответствующее по смыслу. Обоснуйте свой выбор.

№13***

Долг и право- братья; у них одна мать - ________. Они рождаются в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе. (В. Кузен).

Вставьте пропущенное слово, выбрав наиболее, на Ваш взгляд, соответствующее по смыслу. Обоснуйте свой выбор.

"Приказ о совершении безнравственного поступка недействителен."

Как Вы считаете, справедливо по отношению к современному российскому праву это старое латинское юридическое изречение?

Счастье, смысл жизни

Герой к/ф "Доживем до понедельника" считал, что "Счастье - это когда тебя понимают".

Согласны ли Вы с этим?

Смысл своей жизни А.С. Пушкин сформулировал так: "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать" (А.С. Пушкин "Элегия").

Ознакомьтесь с основными известными историческими концепциями, предлагающими модели смысла жизни (их общая характеристика представлена в Приложении 1.3.) и определите, к какой из них наиболее близка эта позиция.

"Честность, порядочность - это уже половина счастья", - утверждал Э. Золя.

Согласны ли Вы с ним? Если да, то из чего состоит вторая половина счастья для Вас?.

Существует выражение "Наглость - второе счастье".

Согласны ли Вы с ним? Что тогда первое счастье?

Люди неразумны, нелогичны и эгоистичны. Люби их все равно!

Если ты творишь добро, люди обвинят тебя в эгоистичных, низменных мотивах. Все равно твори добро!

Если ты преуспеваешь, то получишь ложных друзей и настоящих врагов. Все равно стремись к успеху!

Добро, которое ты сделал сегодня, завтра будет забыто. Все равно твори добро!

Искренность и честность сделают тебя беззащитным. Все же будь искренен и честен.

Люди любят побежденных, но идут только за вожаками! Все же борись за тех, кто побежден!

То, на постройку чего ты потратил годы, может быть разрушено за одну ночь. И все же строй!

Людям на самом деле нужна твоя помощь, но они могут напасть на тебя, если ты поможешь им. И все же помогай!

Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и мир ударит тебя в челюсть! И все же отдай все лучшее, что есть в тебе!

Преисполнись любовью ко всему миру, твори добро, чтобы...

Как Вы думаете, для чего, с точки зрения буддизма, все это надо делать?

Совесть.

Высшее правосудие -это совесть.

Сопоставьте высказывания в каждой группе:

I. Совесть - зритель и судья добродетели. (античный афоризм).

Чистая совесть есть изобретение дьявола (А. Шварц).

II. Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть. (Л.Н. Толстой);

Совесть у него чистая. Не бывшая в употреблении. (Е. Лец.)

Как Вы их понимаете? Какие из приведенных высказываний Вам ближе? Как бы Вы сами определили, что такое совесть?

Как Вы считаете, что является более значимым моральным регулятором поведения людей: совесть или общественное осуждение?

Согласны ли Вы с К. Гельвецием в том, что " Угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность?".

Итальянский государственный деятель Джиолитти утверждал: "В делах управления государством совесть роли не играет."

Что Вы можете сказать о справедливости данного высказывания.

В каких еще сферах профессиональной деятельности совесть, на Ваш взгляд, не нужна?

Итоговые вопросы и задания.

Напишите мини-эссе на тему: "Справедливость в нашем обществе". При работе Вы можете ориентироваться на основные направления этического исследования. (С основными направлениями этического исследования можно ознакомиться в Приложении 1.2.).

Ознакомьтесь с концепциями справедливости (Приложение № 1.4). К каким из них наиболее близко Ваше представление о справедливости и почему?

Завершите фразу: "Счастье - это когда...", исходя из Вашего

представления о счастье и смысле жизни.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ.

Тема 1. Профессиональная мораль юриста (общие положения).

У меня мать русская, а отец юрист.

В.В. Жириновский.

Проблемные вопросы.

"Врач, адвокат и богослов отлично знают дело:

Как очищать наверняка карманы, душу, тело".

Какие профессии впервые в истории разработали кодексы профессиональной этики?

Каковы причины возникновения профессиональной этики?

Как Вы считаете, в каких сферах профессиональной деятельности существование профессиональной этики особенно актуально?

"Нет более верного признака плохого устройства городов, как обилие в них юристов и врачей" (Платон).

Как Вы считаете, что дало великому мудрецу основание для данного утверждения? Справедливо, ли оно, на ваш взгляд?

Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха:

Папа, а что такое этика?

Как бы тебе попроще объяснить?.. Ты знаешь, что мы с адвокатом Рабиновичем партнеры. И вот, когда он отсутствовал, я проконсультировал одну даму и предъявил счет в 100$. Дама достала из бумажника скрученную купюру и ушла. Вкладывая деньги в бумажник, я увидел, что она дала мне не одну купюру в 100$, а две.

Вот тут-то и начинается этика: должен ли я делиться с Рабиновичем?

Допущена ли ошибка в объяснении, если да, то в чем она заключается? Как бы Вы объяснили ребенку, что такое этика. Каково соотношение этики и профессиональной этики?

Среди известных шуток о юристах есть следующие:

* Вопрос: какая разница между бедствием и несчастным случаем?

Ответ: несчастный случай, это когда автобус, полный юристов, срывается в реку. А бедствие, это когда они умеют плавать.

* Вопрос: какая разница между юристом и вампиром?

Ответ: вампиры пьют кровь только по ночам.

* Вопрос: почему змеи не кусают юристов?

Ответ: профессиональная этика.

Какое отношение к юристам в них выражено? В какое мере оно отражает действительное отношение к юристам в нашей стране?

Чем обусловлено негативное отношение к представителям юридической профессии? Можно ли сказать, что в нем виноваты сами юристы? В чем это заключается?

"Выпускник юрфака ищет работу в одной адвокатской конторе. Там менеджер по персоналу проводит психологическое тестирование:

Посмотрите, перед вами картинка, на ней изображены три человека, плывущих по морю, в котором много акул. Видите, у одного из них в руках ничего нет, у второго в руках маленький ножичек, а третий взял с собой подводную пушку типа базуки. С кем Вы себя ассоциируете?.

С третьим, конечно!

К сожалению, Вы нам не подходите: нам нужны сотрудники, ассоциирующие себя с акулами."

Кому нужна профессиональная этика юриста? Не мешает ли она работать? Если мешает, тогда нужно ли соблюдать ее предписания? Почему она существует?

Ознакомьтесь с определениями отрасли знаний, посвященной профессиональной этике юриста, данными в разное время разными учеными:

Судебная этика - это учение о специфических нравственных нормах служебной деятельности и внеслужебного поведения профессиональных участников судопроизводства: судей, прокуроров, следователей и адвокатов. (А.Ратинов, Ю. Зархин, 1970г.)

Судебная этика - учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления трудовых функций всеми участниками процесса (Настольная книга судьи);

Судебная этика - это разновидность профессиональной этики, предмет которой составляет нравственное содержание существующих правовых норм, а также специфическое действие общеэтических норм в сфере правосудия, и особые нормы судебной этики (Бойков 1971г.);

Судебная этика - совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. (Кобликов А.С., 2004г.);

Юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельность и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области.(Кобликов А.С., 2004г.);

Юридическая (судебная) этика - это наука о применении общих норм морали, нравственности в специфических условиях деятельности судей, прокуроров, следователей, адвокатов, об осуществлении нравственных принципов и требований в расследовании и разрешении подведомственных суду уголовных дел (О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко, 2004г.).

Укажите, в чем разница в определении учеными предмета обозначенной отрасти знаний.

При ответе возьмите за основу следующие критерии различия:

* по кругу лиц,

* по кругу отношений,

* по кругу норм,

* составляющих.

В чем разница между юридической этикой и судебной этикой?

Какие определения вы считаете наиболее удачными и в большей степени отражающими суть данного явления? Какие из них представляются Вам наименее удачными и почему?

Существует выражение: "Бегущий полковник вызывает панику".

Должна ли, на Ваш взгляд, распространяться профессиональная этика на внеслужебное поведение представителей той или иной профессии? Каких именно профессий это особенно должно касаться?

"Есть деятельности, где трудно отличить частного человека от должностного, и в глазах большинства нотариус, составляющий домашний подлог, все-таки подрывает доверие к учреждению, к которому он принадлежит...", - указывал А.Ф. Кони.

Как Вы считаете, существуют ли особые требования к поведению в быту различных представителей юридической профессии (судей, прокуроров, адвокатов)? Ответ обоснуйте примерами..

"Встречаются два адвоката - в прошлом стажер и патрон. Молодой адвокат:

Борис Моисеевич, как поживаете? Как работа?

Ну что тебе, Миша, сказать? Насилуют, грабят, убивают... Жить можно..."

Раскройте проблему соотношения добра и зла в аспекте правоприменительной деятельности в целом и профессиональной деятельности различных представителей юридической профессии в частности.

Проанализируйте способы искажения информации, представленные в задаче № 15 Темы 1 Раздела 1. .

а). общечеловеческой нравственности;

б). профессиональной этики юриста, применительно к нравственным основам деятельности отдельных участников уголовного процесса: судьи, прокурора, следователя, адвоката.

Тема 2. Требования, предъявляемые к нравственным качествам

Юриста.

Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы.

Эбнер-Этенбах

Проблемные вопросы.

Приходят два юриста в ресторан. Садятся за столик, достают из своих портфелей бутерброды и начинают есть. К ним подходит официант и говорит:

Вы знаете, в нашем ресторане нельзя приносить свои продукты и питаться ими.

Оба юриста молча меняются бутербродами и продолжают есть.

Каковы особенности юридической профессии и какой отпечаток на личность ее представителя они накладывают?

Изучите работу А.Ф. Кони "Нравственные начала в уголовном процессе" и ответьте на следующие вопросы:

· В чем, на ваш взгляд, проявляется "истинное и широкое человеколюбие" в судейской практике? В чем смысл выражения А.Ф. Кони, что "суд есть не только судилище, но и школа?" Для кого?

· Какова, по мнению А.Ф. Кони, роль личных нравственных качеств и убеждений судьи и юриста в его профессиональной деятельности?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ»

Тарко Г.Н.

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Пособие для практических занятий

Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей

Одобрено методической комиссией по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам

Рецензенты: проф., к.п.н. кафедры «Иностранные языки» Е.С. Коплякова, доцент, к.ф.э. кафедры «Экономическая теория» Д.Я. Лаптева

Работа подготовлена на кафедре «Русский язык».

Практикум по дисциплине «Этика делового общения»: Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения / Тарко Г.Н. - М., 2011г. – 75 с.

Методические указания предназначены для практических занятий со студентами-магистрантами 1 года обучения нефилологических специальностей по курсу «Этика делового общения». Пособие включает 7 тем, в каждой из которых рассматриваются наиболее существенные теоретические положения и предлагаются задания как обучающего, так и творческого характера.

Тарко Г.Н.МГТУ «МАМИ», 2011

I. ЭТИКА И ЭТИКЕТ

1. Выберите правильное определение понятий этика и этикет и

впишите эти определения

Этика - это………………………………………………………………

Этикет - это……………………………………………………………..

Справочный материал

1. Нравственность, нравственные убеждения, мораль, а также наука о морали.

2. Правила поведения и общения людей, принятые в данном

обществе

2. Объясните значение фразеологизмов. Как они связаны с требованиями этикета?

Фразеологические словосочетания

Их значение

Положа руку на сердце

Бить поклоны

Бить челом

Бросать перчатку

Поворачиваться спиной

Красивый жест

Гладить по головке

Гладить против шерсти

Указать на дверь

Указать свое место

Поставить на место кого-либо

Стукнуть кулаком по столу

Смотреть в глаза (кому)

Смотреть в рот (кому)

Крутить носом

Надувать губы

Разводить руками

Надувать щеки

Цедить сквозь зубы

3. Согласны ли вы с утверждением Оскара Уайльда: «Хорошие манеры важнее добродетели»?

Объясните свою позицию.

4. Запишите известные вам формулы, выражающие просьбу,

благодарность, несогласие с кем-либо, отказ кому-либо в чем – либо. Сравните их с материалом, данным в Приложении.

1. Просьба

2. Благодарность

3. Несогласие

4. Отказ

5. Прочитайте несколько афоризмов из книги Л.Н. Толстого «Путь жизни». Какие правила речевого поведения рекомендует великий писатель? Согласны ли вы с ним? Изложите письменно свое мнение.

1) Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей и служит вражде и ненависти.

2) Не хвали себя, не осуждай других и не спорь.

3) Не слушайте никогда тех, кто дурно говорит о других и хорошо, о

4) Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти.

6. Прочитайте данные высказывания. Подчеркните то из них, с которым вы согласны.

Аргументируйте свою позицию

1) Этикет - это пустая формальность. Этикет - это важная сторона жизни общества.

2) Деловой этикет необходим в любой сфере деловых

отношений.

Деловые отношения не нуждаются в каком-либо этикете, т.к.

главное в таких отношениях - само дело, а не форма.

Познакомьтесь с некоторыми этикетными правилами

7. Продолжите данные высказывания, содержащие советы, как нужно вести себя за столом. Впишите их вместо точек.

1) Садясь за стол, обратите внимание на свою осанку. Нужно сидеть……………………………………………………………………………

2) Ваши локти могут мешать соседям, поэтому

……………………………………………………………………………………

3)Если вы наклоняетесь над тарелкой, это выглядит некрасиво.

Значит……………………………………………………………………………

4) Полотняную салфетку кладут………………………………………, а

бумажной салфеткой……………………………………………………..……..

5) Закончив еду, полотняную салфетку кладут…………………………

6) Во время еды нож держат в…………………………………………...

7) На слишком горячую пищу нельзя……………………………...…...

8) С общего блюда нужно брать кусок, который лежит………………..

9) Не тянитесь за нужным вам предметом через…………………...…..

Попросите вам его………………………………………………………...

10) Если во время еды вы делаете перерыв, положите приборы так,

как вы их………………………………………………………………………….

11) Если вы положили приборы на тарелку параллельно друг другу, это означает, что вы……………….. и можно их……………………………...

12) Если вы уронили нож или вилку, не старайтесь………………………., а попросите…………………………...……

Какими бы правилами еще вы дополнили данный список?

8. С какими словами вы обратитесь к тому или тем, кого хотите обогнать или обойти? Сравните свой ответ с материалом, данным в Приложении

Искусству вежливости в деловом общении и правилам поведения в коллективе нужно учиться.

9. Данные утверждения неверны. Сформулируйте правила поведения

в коллективе и запишите их справа.

1) Поступив на работу, ведите себя так, как вы привыкли.

2) Спорьте по каждому поводу, раздражайтесь, если вам что-то не нравится, этим вы показываете свою самостоятельность.

3) Не слушайте собеседника, учитывайте

только собственное мнение, это важно для самоутверждения.

4) Пунктуальность утомительна, поэтому поступайте так, как вам удобнее.

5) В рабочем помещении говорите громко, чтобы всем было слышно

6) Прерывайте собеседника: всех не переслушаешь.

7) Никогда не признавайте свои ошибки, зачем заниматься самокритикой?

8) Спокойно зевайте во время разговора с сослуживцами: пускай почувствуют ваше отношение к их мнениям.

9) Задавайте интимные вопросы своим коллегам: ведь интересно все обо всех знать.

10) Если очень нужно, то можно шептаться с кем-либо в присутствии других.

11) Раскачивайтесь на стуле, если нужно расслабиться.

12) Пользуйтесь духами с сильным запахом: это всем приятно.

13) Носите как можно больше разных украшений. Это привлечет к вам всеобщее внимание.

10. Объясните, как вы понимаете значение слов такт , тактичность . Приведите примеры бестактного, с вашей точки зрения, поведения.

11. Согласны ли вы с мнением Льва Толстого: «Ты можешь быть умным, ты можешь быть глупым, но тактичным ты быть обязан»? Почему?

Объясните свою позицию.

12. Что такое деликатность ? Приведите примеры деликатного поведения.

13. Прочитайте данный материал. Какие четыре из названных групп качеств вы хотели бы иметь сами, а какие четыре - предпочитали бы видеть у других людей? Проанализируйте результаты своего выбора.

Особенности поведения,

Для других

качества личности

Решительность

Уверенность

Выдержка

Уравновешенность

Целеустремленность

Сила воли

Терпимость

Доброжелательность

Человечность

Честность

Порядочность

Взаимопонимание

Сочувствие

Щедрость

Желание помогать другим

14. Согласны ли вы с советом: « Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой»?

Объясните свою позицию.

15. Какие прилагательные соответствуют следующим значениям:

1) Отличающийся обостренным самолюбием, чванливый, спесивый, жадный до почестей.

2) Странный, необычный, не соответствующий общепринятым обычаям, моде.

3) Развязный, неуместно непринужденный.

4) Почтенный, уважаемый, достойный.

Сравните свои ответы с материалом, данным в Приложении.

16. Выберите правильное значение слова одиозный (одиозная

личность).

1) Неприятный, вызывающий к себе отрицательное отношение.

2) Услужливый, предупредительный, внимательный к окружающим.

(См. Приложение)

17. Прочитайте данный текст, в котором затрагиваются вопросы служебного этикета. Выскажите свое отношение к поднятой проблеме.

- Босс запретил нам обращаться друг к другу на «вы». Даже к нему самому,- поведала мне сотрудник компании, торгующей иномарками.

- Я поначалу краснела, когда приходилось ему тыкать: он седой весь. Теперь научилась обходиться совсем без местоимений.

- А к клиентам как?

К клиентам, понятное дело, только на «вы».

Нетипично, но все же. Быть может, жизнеспособные культурные нормы родятся из корпоративной этики?

Однажды наблюдал такую сцену в коммерческом банке.

Молодой, можно сказать, юный управляющий заходит в комнату, где сидит средних лет сисадмин.

Ты мне принтер починишь?

Так я тебе другой подключил,- отвечает сисадмин, оторвавшись от аськи, и тут же, заикаясь, исправляется: Я вам другой подключил, Максим Евгеньевич.

В этом банке не практикуется демократическое тыканье. Только сверху вниз. Нам тыкает начальник, с которым можно только на «вы» и только очень ласково.

У паспортисток, секретарей, мэров, начальников ЖЭУ получаем новую порцию демократического «ты». Все встает на свои места: выкать нужно боссу (из консервативных), государству и - пока еще-старикам.

18. Согласны ли вы с утверждением: «Вежливостьэто экономическая категория»? Обоснуйте свою позицию.

Самый важный этап поиска работы – личная встреча с менеджером по персоналу или работодателем. Как следует вести себя во время собеседования, чтобы получить место? Что можно и чего нельзя делать?

19. Прочитайте текст, в котором речь идет об этикетных правилах на собеседовании при приеме на работу. Поделитесь собственным опытом, если вам приходилось бывать в подобных ситуациях. Делали ли вы ошибки?

Плохие манеры? «Лети», как фанера……..

(Как правильно вести себя на собеседовании?)

1) Узнайте о компании как можно больше, подготовьте список вопросов, на которые хотите получить конкретные ответы. Если с вами говорят уклончиво, о роде деятельности фирмы пока ничего не сообщают, назначают встречу не в офисе, а в фойе гостиницы, то велика вероятность того, что вы имеете дело с так называемым «сетевым маркетингом». Если же в компании выдвигают четкие и ясные требования к соискателю, подробно говорят об условиях работы, сфере деятельности, то можно смело отправляться на встречу.

2) Тщательно продумайте, в чем прийти. Не стоит приходить на собеседование в майке (даже летом) или в открытом платье,а уж тем более в шлепанцах или сандалиях. В любом случае оптимальным выбором будет деловой стильэто придаст вам солидности.

4) Приходите на встречу минут за 10-15 до назначенного времени. Опаздывать ни в коем случае нельзя! Если вы безнадежно застряли в пробке, перезвоните и извинитесь за опоздание.

5) Подготовьте все необходимые документы, сложите их в прозрачную папку (файл). Бумаги должны быть у вас под рукой, а не в глубине сумки, откуда их не так-то просто вытащить. С собой необходимо взять паспорт, резюме, вузовский диплом, документы о дополнительном образовании (справки, свидетельства, сертификаты), рекомендации.

6) Возьмите с собой журнал или газету, чтобы было чем заняться во время возможного ожидания.

7) Обязательно поздоровайтесь с интервьюером, назовите себя, держитесь солидно и уверенно, но без развязности. Не кладите нога на ногуэто далеко не всем нравится.

8) Внимательно слушайте вопросы, не перебивайте, отвечайте уверенно

и полно, но без многословия. Будьте правдивы – ложь всегда заметна. Если столкнетесь с необходимостью дать о себе негативную информацию, не отрицайте факты, которые очевидны и легко проверяемы, лучше постарайтесь скомпенсировать их положительными данными о себе.