Зачастую компании и предприниматели ставят перед собой амбициозные задачи – создать принципиально новый продукт или услугу, найти новый подход к ведению бизнеса или, наоборот, придерживаться проверенных традиций, несмотря на перемены. Все это предпринимается с целью получить как можно большую прибыль, однако некоторые компании вместо этого терпят убытки.
В 2010 году инвестиционная группа Михаила Прохорова ОНЭКСИМ заявила о старте проекта по созданию экологичного "народного автомобиля". Его бюджет составил 150 млн евро. По заявлениям разработчиков, промышленное производство машин должно было начаться в 2012 году на заводе под Петербургом, анонсировалась цена автомобиля в 360 тысяч рублей. Затем срок запуска производства отодвинули на 2013 год. И, наконец, в феврале 2013 года стало известно, что первый серийный ё-мобиль может быть выпущен в марте 2015 года. Ориентировочная цена авто тоже выросла почти до 500 тысяч рублей.
Многие эксперты считают заявления о начале серийного производства гибридных автомобилей неосуществимыми, поскольку коллектив "Е-Авто" не достаточно опытен, а сам проект малобюджетен. В 2011 году ОНЭКСИМ призналась, что ищет соинвесторов для проекта. Источники оценивали необходимые для поддержания проекта инвестиции в 115 млн евро.
Солнечные батареи "Роснано"
Еще одним примером неудачной бизнес идеи в российском крупном бизнесе может служить проект "Роснано" с группой "Нитол" по производству поликристаллического кремния для солнечных батарей - "Усолье-Сибирский силикон". Начиная с 2009 года компания инвестировала в проект 9,4 млрд руб. Однако эта сфера оказалась убыточной: себестоимость переработки превышает рыночные цены в 7 раз. Сейчас «Нитол» запросил у государства финансовую помощь в размере 4,7 млрд рублей для развития производства. Однако, по мнению экспертов, подобное производство в России не имеет перспектив, поскольку Россия не является страной, где солнечная энергетика сможет стать приоритетной, в отличие от Испании, например. Там развитие солнечной энергетики привело к удорожанию электроэнергии.
Шоколадное распятие
Американская кондитерская компания Russel Stover выпустила в марте 2004 года новый продукт - 15-сантиметровую шоколадку в форме распятия. Верующих шоколадная новинка возмутила. Позже к протестам подключились и высокопоставленные клерики, посчитавшие, что съедобное распятия не самый удачный способ выражения религиозных чувств.
Верность традициям Форда
В 1908 году Генри Форд впервые выпустил на формирующийся автомобильный рынок свою модель Т, тогда это был современнейший автомобиль с хорошим соотношением цены и качества. Шли годы, американский автопром активно развивался, появлялись новые компании – производители, появлялись новые, современные типы автомобилей. Однако глава Ford Motor Генри Форд отказывался выпускать новые модели и компания продолжала выпускать устаревший Т. В результате Генри Форд потерял свои 45% рынка.
В погоне за пивной прибылью
Пивной производительSchlitz в середине прошлого века уступал по обороту в США только пиву компании Budwaiser. Амбициозный директор Schlitz решил обогнать конкурента за счет использования более дешевых ингредиентов и ускорения процесса брожения, что позволило бы продать больше пива. Поначалу такая технология действительно увеличила прибыль компании. Но продолжалось это недолго, поскольку пиво Schlitz стало хуже на вкус, кроме того,дешевые пивные ингредиенты оседали на дне бутылки и образовывали неприятную на вид субстанцию. Schlitz разрушила свою репутацию, а реабилитироваться так и не смогла.
Стимулятор сердца
Производитель медицинского оборудования компания Guidant успел продать более 50 тысяч новых стимуляторов сердца, прежде чем выяснилось, что в них происходят короткие замыкания. Причем большую часть из них уже имплантировали людям. Guidant разорилась после 45 случаев коротких замыканий и двух смертей.
Неудачные приобретения
Одним из самых ненадежных сегментов в бизнесе является интернет, где конкуренция зашкаливает, а технологии совершенствуются с каждым днем. В таких условиях заключение сделок по покупке тех или иных сервисов – это всегда определенный риск. Так, в 1998 году компания AOL купила сервис мгновенных сообщений ICQ, разработанный израильской компанией Mirabilis, за $400 млн. Тогда это была крупнейшая сделка. Но с тех пор ICQ так и не смог добиться успеха, уступив место таким конкурентам, как MSN, Skype, Google Talks и другим сервисам. В итоге сервис был продан российской Mail Group за $187 млн.
Крупнейшей неудачей AOL можно считать покупку социальной сети Bebo в 2008 году за $850 млн. На этот шаг компанию сподвиг успех Facebook Марка Цукерберга (число пользователей Facebook возрастало на 150% ежемесячно и к концу лета достигло отметки 100 млн человек). Однако AOL не удается создать серьезной конкуренции самой популярной соцсети в мире.
В течение двух последующих лет число уникальных посетителей Bebo сократилось с 22 млн до 14,6 млн в месяц, и в дальнейшем продолжало падать. Летом 2010 года Bebo выкупил частный фонд Criterion Capital Partners за $10 млн, что в 85 раз дешевле цены, по которой соцсеть купил AOL. Сейчас Bebo - небольшая компания со штатом из 50 человек.
Компьютер Power Mac G4 Cube считается вершиной дизайнерской мысли Apple и неудачей с точки зрения бизнеса одновременно. Благодаря особому прозрачному дизайну корпуса и колонок, данный компьютер попал в коллекцию Нью-Йоркского музея современного искусства.
Cube продавался в период с 2000 по 2001 год. Компания Apple позиционировала его между iMac G3 и Power Mac G4. Однако, несмотря на инновационный дизайн, компьютер критиковали за чрезмерную дороговизну. Кроме того, у корпусов первых экземпляров были дефекты, из-за чего они покрывались мелкими трещинами. Вдобавок у Power Mac G4 Cube отсутствовал аудиовход. Чтобы спасти положение Apple cнизила начальную стоимость, установила более мощный процессор PowerPC G4 500МГц, заменила CD привод на CD-RW, а так же предложила в качестве опции более продвинутые видеокарты NVidia. Но 3 июля 2001 года Apple сообщила о снятии Power Mac G4 Cube с производства.
Дмитрий Дементий
Идеи гораздо сложнее реализовывать, чем генерировать. Вместо того, чтобы годами раздумывать, каким бизнесом заняться, лучше потратить время на бизнес-план и выстраивание рабочего процесса. А понять, за какое дело взяться, вам поможет эта статья. Выбирайте рубрику под свои интересы и компетенции, находите идеи и воплощайте в жизнь!
За прошлый год более 35 % процентов россиян совершали покупки в онлайне, и эти цифры только растут. Откройте интернет-магазин и продавайте те товары, в которых хорошо разбираетесь. Можно заняться этим на своем сайте, продавать через лендинг, даже просто через соцсети. Или использовать сторонние сервисы – «Авито», Ebay, Amazon и другие.
Если вы можете не только продавать чужие продукты, но и производить свои, у вас есть конкурентное преимущество. Продавать можно на своих ресурсах и на сторонних сайтах. Есть «Ярмарка мастеров» для поиска покупателей в России, есть Etsy, на котором свой хендмейд можно продавать по всему миру.
Современный человек учится всю жизнь. И все чаще выбирает образование в онлайне, чтобы не тратить время на дорогу, не подстраивать свой график под курсы и иметь возможность учиться у профессионалов с любой точки света.
Досуг люди тоже часто проводят в интернете – используйте это.
Один из самых популярных видов современного интернет-бизнеса: развиваете аккаунт в Instagram, канал на YouTube или блог со статьями – берете деньги за рекламу.
В интернете любая информация есть в общем доступе, но успешным будет ресурс, на котором ее смогут удобно систематизировать и представить пользователям. А также, помимо информационных сервисов, можно координировать работу некоторых офлайн-услуг с помощью сайтов и приложений.
Индивидуальные консультации по самым разным вопросам набирают популярность в интернете.
Большой и обособленный пласт идей – это различные услуги для бизнеса. Аутсорсинг набирает популярность: если специалист нужен на несколько часов в месяц, его не будут держать в штате.
Если вы склонны к авантюрам и не любите шаблонные решения, можно рассмотреть более креативные идеи. Среди преимуществ – низкая конкуренция.
Одни предприниматели умеют находить и продвигать идеи, зарабатывая на них миллионы. Но существует и другая категория бизнесменов, к которым деньги приносят практически «на блюдечке с голубой каемочкой», однако они все равно умудряются упустить свой шанс! Представляем вам 5 неудачных бизнес-решений, ставших уже почти классикой, на которых компании умудрились потерять миллионы и даже миллиарды долларов.
Пожалуй, одним из самых известных примеров в сфере шоу-бизнеса является отказ компании Decca Records от начинающей группы The Beatles. Майк Смит, ответственный за оценку новых талантов в лондонском офисе компании, поехал в Ливерпуль с целью поиска новой группы. После прослушивания Дик Роу решил, что их лейблу The Beatles не подойдет так как, по его мнению, время гитарных квартетов уже давно прошло, они попросту никому не интересны. К тому же The Beatles были уже слишком похожи на популярный в то время коллектив The Shadows (знаете таких?). Но вот EMI Records, придерживаясь другого мнения, заключили с начинающей группой контракт и не прогадали - The Beatles стали популярны после первого же выступления!
2. «Коммерчески невыгодная электрическая игрушка»
Однажды к Вильяму Ортону, президенту телеграфного подразделения компании Western Union, пришел изобретатель, предложивший приобрести у него патент за 100 тысяч долларов. Для XIX века эта сумма была просто неслыханной! Естественно, Вильям ответил отказом, обозвав изобретение «коммерчески невыгодной электрической игрушкой». Но Александр Белл не стал расстраиваться и организовал собственную компанию AT&T, которая, впоследствии, стала одной из самых прибыльных в бизнесе!
3. The New-York Times распространяет пин-коды подписчиков
Руководство издания The New-York Times решило сократить расходы на бумагу. Было решено, что связки газет будут упаковываться в так называемые «оборотки», ненужные офисные документы. В итоге продавцы прессы в Вустере, штат Массачусетс, получили тираж, на упаковке которого значились номера и пин-коды карт 240 тыс. подписчиков New-York Times!
4. Новая модель Форда
Генри Форд в свое время произвел революцию, выпустив автомобиль с отличными характеристиками и приемлемой для среднего американца ценой. В течение следующих 15 лет автомобилестроение активно развивалось, появлялись новые компании-производители, которые выпускали современные автомобили. Исключением оставалась только компания Ford Motor, которая продолжала выпускать модель Т с теми же характеристиками и дизайном. В результате Генри Форд потерял свои 45% рынка.
5. Schlitz vs Budweiser
40 лет назад Schlitz был вторым по популярности пивным брендом в Америке, уступая только Budweiser. Роберт Юйхлейн, директор компании, решил выйти на первую позицию путем уменьшения стоимости ингредиентов и ускорения процесса брожения, чтобы сварить больше пива по более низкой цене. Такая технология поначалу принесла ему огромную прибыль! И все было бы хорошо, если бы пиво не было ужасным на вкус и не портилось, образуя отвратительную на вид слизь. Далее последовало еще одно неудачное решение - компания решила ничего не предпринимать. Итог: продажи близки к нулю, репутация компании практически на нуле. Подняться компания Schlitz так больше и не смогла и была выкуплена конкурентами из Stroh Brewery.
Если руководствоваться законом Парето, то из 10 запущенных в реальную жизнь идей 8 провалятся и только две выживут. Мы все любим читать , но часто не задумываемся о том, что огромный процент проектов терпит крах и люди теряют деньги. Порой это суммы в десятки и сотни миллионов долларов.
О таких проектах и поговорим сегодня.
Невозможно вести бизнес без риска. С чего все начинается? Ну, первоначально появляется перспективная идея, в которую возникает желание вкладывать деньги. Причем следует отметить, что хочется вложить не только предполагаемую ранее сумму, но и все, что есть на «балансе», только бы получилось! После остается только ждать … авось, повезет.
Посмотрим на топ-6 бизнес-проектов , которые не оправдали ни вложения, ни надежды инвесторов
Средняя цена на автотранспортное средство данного типа, в зависимости от типа комплектации, варьировалась от 450 000 до 490 000 рублей. Выпуск данной гибридной модели планировался на начало 2015 года.
Размер финансовых инвестиций составил примерно 250 миллионов евро. В течение всего этапа разработок было создано всего лишь четыре рабочих экземпляра. Причем один из них в качестве рекламы был презентован самому известному и провокационному российскому политику – Владимиру Вольфовичу Жириновскому.
Кузов произведенного гибрида Ё-Crossback EV имел всего три двери. К большому сожалению сделать гибридную установку не вышло, по этой причине для работы машины используется только электричество. Закрытие проекта состоялось весною прошлого года.
22 мая 2014 года разработчики российской компании «Ростелеком» создали поисковую систему и целый интернет-портал, который получил название «Спутник».
Цена разработки – 60 миллионов долларов США. В первые несколько суток число переходов на другие интернет-ресурсы составило более пяти миллионов. А вот уже на начало сентября 2014 года этот же показатель понизился до отметки в 16 600 посетителей. На данный момент, по статистике «LiveIntrnet» ежемесячно на данном интернет-портале бывает не менее чем 1 000 людей.
Размер финансовых инвестиций – 125 000 000 долларов США. Инновационное транспортное средство было разработано специально для того, чтобы стать заменой привычным автомобилям и изменить привычную транспортную систему в принципе. Невзирая на использование продвинутых технологий, данное средство стало альтернативным вариантом «гибрида» пешей прогулки и езды на авто. Но ведь этому уже давно нашлась замена — велосипед, да и стоимость его в несколько десятков раз доступнее.
Сегодня Segway не стал заменой автомобилю. Он стал чем-то вроде аттракциона, на котором можно покататься в ближайшем развлекательном парке.
Ко всему прочему, уже на первых парах изобретение получило плохую славу. В 2010 году миллионер ДжимиХеселден, который является владельцем компании «Сигвей», в возрасте 62 лет погиб прогуливаясь на инновационном двухколесном транспорте. По нелепой случайности он не смог справиться с управлением и сорвался в речку в Великобритании.
Бизнес-проект №4. Yotaphone.
Данная разработка была выпущена в свет в конце 2013 года. Над проектом совместно с другими трудилась отечественная производственная организация «YotaDevices». Этот lte- телефон оснащен двумя действующими независимыми экранами – жидкокристаллическим и дисплеем, который работает при использовании технологии «‘электронные чернила».
В прошлом году вышла новая модель – Yotaphone 2.
Размер инвестиционного фонда – около 50 миллионов долларов США. За первые тридцать дней в розницу было продано около 600 экземпляров. Сегодня эту разновидность «умного телефона» можно приобрести на рынке, но, к большому сожалению, особой прибыли от этого инвесторы не чувствуют.
Бизнес-проект №5. Сервис Bippy.
Сервис Вippy предназначен для того, чтобы пользователи сети могли делиться с друзьями новостями о своих последних приобретениях, сделанных с помощью карты.
Размер инвестиционного капитала – 13 000 000 долларов США.
Идея не сработала, потому как мало кто из пользователей сети Интернет захотел предоставлять компании-разработчику данные о паролях своих банковских карт. Да и ко всему прочему, покупки в сети не так уж и интересными среднестатистическому обывателю.
Бизнес-проект №6. Авто от производителя «Marussia Motors».
В 2007 году известным автогонщиком и шоуменом Николаем Фоменко при поддержке бизнесмена Ефима Островского была основана одна из самых крупных отечественных автомобилестроительных компаний. Именно эта организация занималась производством «спорткаров» «Маруся».
Уже спустя 7 лет данная компания была объявлена банкротом, и все ее имущество распродали на аукционе.
Общий вклад в проект составил 100 000 000 евро. Но, к большому сожалению, концепт нового автомобиля оказался неспособным к жизни и, как следствие, серийного производства «спорткара» не случилось.
Проект «Маруся» был не единственным.
В начале 2014 года на государственном уровне было выделено 3 600 000 000 рублей для разработки автотранспортного средства, предназначенного для правящих лиц страны. Рабочее имя разработки – «Кортеж». Бюджет планировалось использовать в течение двух последующих лет.
Занимались разработкой ФГУП НАМИ и концерн «MarussiaMotors».
Перед тем, как я начну рассказывать о “последнем вздохе” этого проекта и тех надеждах, которые я на него возлагал, об итогах, которые можно было бы подвести, нужно упомянуть (для тех, кто ранее не был знаком с ходом проекта), что я изначально брал бизнес с минимальными вложениями, с простой схемой извлечения прибыли и без каких-либо отягчающих факторов. В народе это называется “по-быстрому срубить бабла”. Никаких полулегальных схем, непонятных телодвижений и налюбилова. Купил в одном месте, продал в другом с наценкой – типичный российский бизнес.
Как я уже говорил в предыдущей записи, пост в ВК. Причем изначально я подготовился, а время на подготовку появилось по совершенно незапланированному стечению обстоятельств. Админ группы ВК, в которую должна была идти реклама, просто забыл о наших договоренностях по поводу рекламы. После раздумий решил, что мне же лучше и подготовил группу в ВК, с которой и делался рекламный пост, ушедший в то самое тематическое сообщество ПУВР.
Кстати, в предыдущей статье я рассказывал (не такой уж и эффективный, но все формальные признаки “успешности” были соблюдены….)
Для того, чтобы группа выглядела более живой, я начал наполнять ее информацией и немного накрутил подписчиков (кто ж без греха?!):
После того, как группа была допилена до более-менее живого состояния, я даже запустил таргет на пост (всего на 40 рублей, аудиторией выбрал ту же группу, в которой на следующее утро шел пост) и уже тогда несколько человек заинтересовались коврами.
Как обычно, лайков было немного, а в комментарии, как это часто бывает, подвалили эксперты всех мастей и сословий.
57 человек пожаловали к нам на сайт:
Еще 134 человека посетили нашу группу:
Это было значительно хуже, нежели тот эффект, который создался , но здесь все было совсем не так. Здесь откровенную бомбежку вызвать никто не пытался (кроме картинки и игры на эмоциях). Было конкретное предложение и конкретные варианты действий. Этот пост по сути составлял консолидированное мнение нескольких спецов-маркетологов, к которым я обратился за советом, которые предложили сделать все “по шаблону”. Так и сделали. Эффектом я был доволен, но ни одна заявка на данный момент не превратилась к заказ.
Было 2 звонка на телефон (договорились перезвониться, но мала вероятность того, что это выйдет в заказ), была одна смс и 8 личных сообщений в ВК (некоторые из них писали на стену группы, в л/с я им писал сам).
Очень часто вопрос беседа с потенциальным заказчиком заканчивалась игнором с его стороны:
Такое поведение проявлялось сразу после упоминания про то, что заказ осуществляется по полной предоплате. Думается, что это и был главный фактор, мешающий переходу заявки в заказ. Люди просто не доверяют неизвестному человеку или компании свои деньги, и это нормально, особенно для небольших городов. Особо внимательные люди могут обратить внимание, что диалог велся от лица девушки, которая и была администратором этого сообщества, ее профиль немного смахивал на фейк, но (!!!) люди же звонили на телефон и задавали вопросы! С каждым из потенциальных покупателей я проговорил не менее 3 минут лично, рассказав им всю интересующую их информацию. Мне обещали перезвонить “в понедельник”, “попозже” и “как надумаю”.
Причем их не волнует, что ты честный, хороший и порядочный. В регионах мало кто согласен на предоплату, особенно если дело касается небольших покупок (парадокс!!!). Объяснять людям, что есть сервисы безопасных сделок, которые удерживают деньги до момента выполнения работы или поставки (и вмешиваются в спор при нарушении первоначальных договоренностей, которые оформляются в письменном виде) – себе дороже + комиссия. Да и сам факт того, что если человек переводит деньги кому-то на карту, то это элементарно отслеживается и, в случае, если его “кинули”, он может написать заявление в полицию, и возмездие наступит.
Люди хотят “пощупать товар”, прежде, чем оплачивать. С нашей же стороны это тоже выливается в проблему – человек заказывает товар, который делается под конкретное авто (под размеры конкретной марки и модели), и хорошо, если комплект будет стандартного черного цвета, а ведь многие хотят выпендриться…
Например вот такой коврик хотели на ауди а3 2015 года:
Мало того, что сама модель довольно редкая, в Рязани их вообще немного + такая расцветка понравится далеко не всем владельцам Ауди а3 даже если мы будем искать их по всей России.
И все таки заказать что-то по предоплате в Эльдорадо – это один вопрос, заказать что-то в компании Царские Ковры – это совершенно другое.
Это небольшой автосервис (скорее дитейлинг-центр), где они сами шьют эти коврики. Для них это не является основным родом занятий, скорее дополнение, но они вроде даже рекламируются в ВК по этим коврам. Да, у них на 500 рублей дороже (после того, как я демпинганул цены, чтобы хоть чем-то зацепить), но у них есть клиентская база – это раз, у них можно пощупать все ручками – это два, у них сроки изготовления значительно быстрее – это три.
Люди даже приблизительно не понимают о чем речь. Причем, я предлагал встретиться и показать, но многие отказывались. Дело могло бы пойти по сарафанному радио, но даже админ ПУВР не смог его запустить….
Заниматься брендингом и развитием марки мне не хочется – уж больно мелкая маржа с продажи, да и спрос не такой лютый, чтобы эти ковры у нас скупали вагонами. Можно было бы расшириться на другие регионы, но запал к развитию проекта у меня уже закончился, есть другие проекты, они требуют внимания и вложения сил и средств, а выхлоп с них побольше в любом направлении.
Думаю, что продам сам сайт вместе с доменным именем (или без него) кому-нибудь из производителей этих ковров или ритейлеров, у которых дело уже налажено. Я же не лохотрощик из разряда наших бизнес-тренеров или торгашей франшизами, чтобы продать это все под соусом готового и рабочего бизнеса. Скорее всего я даже дам ссылку заинтересованным лицам, чтобы они имели представление о том, для чего все это было сделано (но это неточно), я же честный, за что меня и любят.
Проект переносится в архив, а все силы и средства пойдут на развитие .