Внутренней логистикой предприятия считается решение производственных вопросов, ограниченных рамками самого предприятия. Это закупка сырья и материалов, их хранение и складирование, транспортировка между подразделениями предприятия, а также контроль запасов материалов, сырья, полуфабрикатов, внесение корректив в эти запасы.
Ключевыми элементами логистической инфраструктуры являются системы складов и транспорта. Современный подход к развитию предприятия неизбежно требует реорганизовать логистическую систему и сделать ее более эффективной. К этому может привести:
Перемещения могут осуществляться неподвижными механизмами, передающими предметы труда с одного рабочего места на другое, или подвижными, которые сами перемещаются в пространстве. В первом случае это различные транспортеры и конвейеры, во втором – тележки, кары, лифты, подъемники, краны.
Внутреннее перемещение в пределах цеха или одной территории предприятия обычно производится силами самого предприятия, а перемещение между разными территориями одного предприятия может быть выполнено как своим транспортом, так и привлеченными транспортными организациями.
Основными целями внутренней транспортной логистики можно назвать:
Таким образом, складская логистика предприятия не замыкается только на традиционном ее понимании в качестве управления перемещениями по территории склада материальных ресурсов, но включает в себя координацию всех складов и мест промежуточного межоперационного складирования.
Важное направление внутренней складской логистики – это документирование всех процессов движения деталей и изделий, благодаря чему в любой момент можно выяснить, на каком складе находится изделие, на какой стадии обработки и в каком количестве.
В целом задачи внутренней логистики можно представить как упорядочивание перемещений всех деталей, изделий и полуфабрикатов при одновременном снижении себестоимости производства за счет оптимизации вспомогательных операций.
Отдел логистики можно отнести к категории организационных служб. В числе основных направлений его деятельности, следует отнести:
Таким образом логистика, это обязательный элемент организации бизнес процессов. Она является залогом успешной работы компании на рынке и ее развития.
Правильная логистика позволяет организовать бизнес процессы максимально эффективно. Все ресурсы используются в полной отдачей. Поэтому, клиенты получают доступные цены и серьезные скидки.
Однако логистика должна сочетаться с другими услугами компании. Тогда работа фирмы в целом будет выгодна для ее клиентов и прибыльной для нее же:
Таким образом, логистические услуги весьма разнообразны и удобны. Они дают возможность грамотно организовать работу компании и обеспечить минимум расходов и высокую стабильную прибыль.
Вернуться к списку
Понятие логистики предприятия. Задачи и функции логистики.
Объектом изучения учебной дисциплины "Логистика" являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Резко возрастающий интерес к изучению логистики обусловлен потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика:
– позволяет существенно сократить временной интервал между потреблением сырья и полуфабрикатов и поставкой готовой продукции потребителю,
– способствует значительному сокращению материальных запасов,
– ускоряет процесс получения информации,
– повышает уровень сервиса.
Целью логистического подхода является сквозное управление материальными потоками.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. основная причина – переход от рынка продавца, когда ведущей фигурой на рынке является продавец (производитель продукции), к рынку потребителя, при котором ведущей фигурой на рынке стал покупатель продукции. Он привел к необходимости гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
При рыночной экономике каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет её методами.
Основными направлениями развития логистики, в историческом аспекте, является военное дело и, начиная со второй половины 20-го века – экономика. несмотря на определённые различия, оба эти понятия имеют общие элементы — согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет.
Логистика – это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию.
Которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.
Специфика логистики заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.
Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере производства и обращения обеспечивает:
– снижение запасов на всем пути движения материального потока,
– сокращение времени прохождения товаров по логистической цепи,
– снижение транспортных издержек,
– сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.
Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.
Различают несколько видов логистики:
а) Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
б) Производственная логистика – управление материальными потоками на стадии производственного процесса.
в) Распределительная логистика – комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, т.е. в процессе оптовой продажи товара.
г) Транспортная логистика – специфические задачи, решаемые при управлении материальными потоками на транспортных участках.
д) Информационная логистика – управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока.
Задание 1 . Составьте конспект вопроса 1, обратив особое внимание
на сущность и виды логистики.
⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒
Логистика - система, которая вырабатывается для каждой организации с целью максимального получения дохода, ускорения движения финансовых ресурсов и продукции вне предприятия и внутри него, начиная от закупок сырья и заканчивая поставками готовой продукции.
Отдел логистики состоит из нескольких подразделений-групп, каждая из которых, в зависимости от специфики работы, выполняет только ей присущие функции. Чем занимается отдел логистики?Группа закупок. Управление поставками и запасами сырья, расходными материалами, комплектующими. 2. Группа производственной логистики. Планирование и контроль за выполнением заказов на производстве готовой продукции. 3. Группа управления запасами и ассортиментом. Анализ и управление запасами готовых товаров. 4. Группа контроля за поставками готового товара. Прием, оформление заказов, включая онлайн-заказы. |
Зарубежный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Неслучайно все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний. С позиций бизнеса под логистикой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. В настоящее время в передовых фирмах традиционные функциональные области логистики (транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка) интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.
На российском рынке логистические концепции и системы в бизнесе продвигают в основном зарубежные фирмы и предприятия с участием иностранного капитала.
Отечественные компании в подавляющем большинстве настороженно относятся к внедрению логистических инноваций. Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, перспективно мыслящие руководители многих фирм, зачастую интуитивно чувствуя потенциал логистики в плане получения конкурентных преимуществ и упрочения своего положения в бизнесе, или основываясь на западном опыте, стремятся внедрить логистические концепции и системы.
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими на нее соответствующим образом.
Системный и ситуационный взгляды на вещи привлекли внимание как реакция на изменения, в возрастающей мере влиявшие на успешность действий организации. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем когда-либо. Как пишет Элвар Элбинг «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций — деловых, образовательных, государственных — под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации ».
Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям все равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. В этом отношении организации подобны биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.
В данной контрольной работе я постараюсь определить роль логистики в сфере внешнего бизнеса, какие конкурентные преимущества появляются у компании, использующие логистику, какое влияние оказывает логистика на развитие экономики страны.
Внешняя среда бизнеса
Для начала, хотелось бы определить некоторые общие характеристики внешней среды:
1. Взаимосвязанность факторов внешней среды
Это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, в 70-е гг. снижение поставок нефти, прежде всего в силу политической структуры и целей других стран, оказало сильное воздействие на общее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлек за собой общее повышение цен почти на все. Это же изменение стало катализатором серии правительственных акций, например, попыток регулирования температуры в общественных местах распределения топлива, установления нормативов на эффективность использования топлива, введения налогов на сверхприбыль нефтяных компаний, учреждения крупного федерального проекта по преодолению энергетической зависимости от других стран. До того, как произошло резкое падение цен на бензин, среда прямого воздействия многих организаций также была под ударом, поскольку профсоюзы требовали компенсаций в связи со скачками цен на потребительскую продукцию. Некоторые фирмы, например, выпускавшие автомобили для загородных путешествий и крупные модели, а также занимавшиеся автомобильным туризмом, пострадали из-за оттока потребителей. Но в некоторых случаях эффект оказался положительным. Пошли в гору дела у ряда фирм, производящих теплоизоляционные материалы, разрабатывающих синтетические топлива и выпускающих электромобили и устройства, работающие от солнечной энергии. В то же время в этих секторах возросла конкуренция, поскольку многие фирмы решили добиваться своей доли в развивающихся отраслях производства. Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка. Согласно РОБЕРТУ Б. РЕЙЧУ, экономисту из Гарвардского университета, «…земной шар быстро превращается в единый рынок. Товары становятся все дешевле, независимо от национальных границ». Из каждого потраченного американцем доллара 20 центов падает на импорт. Взаимосвязанность различных факторов внешней среды, должна была превратить среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы изолированно. Они должны понять, что эти факторы взаимосвязаны и изменяются. Специалисты, например, ввели понятие «хаотичных изменений» (hyperturbulence) для описания внешней среды 80-х гг., которое характеризуется еще более быстрыми изменениями и более сильной взаимосвязанностью.
2. Сложность внешней среды
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, скажем, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. Один исследователь суммирует последствия сложностей такого рода для управления: «Организации, работающие в несложной среде, обладают одним преимуществом: им приходится иметь дело всего с несколькими категориями данных, необходимых для принятия решений».
3. Подвижность среды
Это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывали, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, два исследователя обнаружили, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям и кондитерской промышленности. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций.
Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары и упаковочных материалов, а также пищевых консервов. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных.
Это делает принятие решений более трудным процессом.
1234Следующая ⇒
Введение
1 Знакомство с предприятием ООО Логистическая компания «Веста»
2 Логистическая структура предприятия
3 Кадровая политика предприятия
4 Информационная логистика предприятия в привязке к остальным функциональным областям логистики предприятия
5 Функциональные обязанности практиканта на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Введение
Невозможно получить полноценное высшее образование без прохождения производственной практики. Поскольку практическая деятельность позволяет определить, как теоретические знания помогают при выполнении практических операций.
Главная цель производственной практики заключается в предоставлении возможности будущему специалисту получить навыки в области избранной профессиональной деятельности.
А также в возможности проявить полученные во время учебы знания и умения на практике. Причем в самых различных направлениях хозяйственно-производственной деятельности: в ведении документации; приобретении навыков работы за станками; работе со специализированными компьютерными программами.
Базой практики выступает ООО Логистическая компания «Веста».
Основные задачи, которые решались в ходе производственной практики:
— провести знакомство с предприятием ООО Логистическая компания «Веста»;
— изучить логистическую структуру предприятия;
— изучить кадровую политику предприятия;
— рассмотреть информационную логистику предприятия в привязке к остальным функциональным областям логистики предприятия;
— обозначить функциональные обязанности практиканта на предприятии.
В качестве теоретической и методологической базы для написания отчета по практике использованы труды отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, статьи и публикации периодических изданий, нормативно-правовые акты РФ, а также материалы, предоставленные ООО «Веста».
1 Знакомство с предприятием ООО Логистическая компания «Веста»
Логистическая компания «Веста» более 10 лет является одной из ведущих компаний на транспортно-логистических рынках России, Восточной Европы и стран СНГ. Компания «Веста» предоставляет транспортные, складские и таможенные услуги высокого качества ведущим мировым и российским производителям и торговым компаниям.
Годовой оборот логистической компании «Веста» — около 5 млрд. руб., ежемесячно компания осуществляет около 8000 перевозок грузов любым видом транспорта.
Компания «Веста» имеет широкую сеть офисов в России, Европе и СНГ: 16 офисов в России, офисы в Польше, Германии, Испании, Украине и Казахстане; общая штатная численность — около 500 сотрудников. Собственный автопарк составляет 70 единиц грузовой техники. Компания «ВЕСТА» располагает современными складами в Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве, где клиентам оказываются высококачественные услуги по ответственному хранению и обработке грузов. Компания «ВЕСТА» является лицензированным таможенным брокером в Казахстане, Украине и Польше, предоставляет полный комплекс таможенных услуг на территории РФ.
Надежность логистической компании «Веста» подкреплена застрахованной ответственностью в одной из ведущих международных страховых компаний — ТТ Club (London).
На базе имеющихся ресурсов и опыта логистическая компания «Веста» оказывает широкий спектр транспортных и логистических услуг:
— Международные и внутрироссийские перевозки грузов: автомобильные, железнодорожные, авиа, морские, мультимодальные
— Перевозки грузов с температурным режимом
— Перевозки сборных грузов
— Перевозки негабаритных (в т.ч. тяжеловесных грузов)
— Ответственное хранение и терминальная обработка грузов
— Таможенные услуги
Компания «Веста» имеет многолетний опыт перевозок различных видов грузов: контейнерных и негабаритных, наливных и насыпных, требующих поддержания температурного режима, сборных и проектных, опасных.
Одним из основных направлений деятельности компании «Веста» является предоставление комплексных логистических решений, оптимизированных под определенные отрасли. Компания предлагает комплексный сервис для клиентов, работающих в нефтегазовой, тяжелой промышленности, ритейле и агропромышленности.
Логистическая структура предприятия
На предприятии ООО «Веста» функционирует трехуровневая структура логистики.
Рисунок 1 — Структура трехуровневой организации службы логистики в ООО «Веста»
Основными функциями первого уровня - общего управления (общего планирования) являются:
— проверка всей организации логистики на предприятии и, при необходимости, осуществление корректировки разработанных ранее планов по различным направлениям логистической деятельности;
— разработка стратегии организации — долгосрочного плана развития службы логистики в соответствии с возможной диверсификацией предприятия — процесса создания принципиально новых сфер и направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия в нестабильной и гетерогенной внешней среде (сегментированный и пресыщенный рынок);
— оценка деятельности отдельных подсистем логистики и системы в целом; координация тактической деятельности отделов (групп) службы логистики в отношении стратегических целей предприятия;
— осуществление при необходимости определенных изменений в процедурах и операциях, выполняемых службой логистики; установление норм затрат на выполняемые логистические процедуры и операции, а также стандарты сервисного обслуживания.
Большинство предприятий различных форм ведения бизнеса нуждается в организации логистики, поскольку это позволяет грамотно сделать доставку различной продукции и товаров конечному потребителю. Не все знают, что правильно налаженная работа отдела логистики позволит существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции, избежать простоев производства, а также минимизировать издержки, что в конечном итоге влияет на увеличение чистой прибыли.
Логистика – это наука, изучающая рациональную транспортировку различных ресурсов от производителя до конечного потребителя с наименьшими затратами. Она является неотъемлемым инструментом для ведения прибыльного бизнеса каждой компании. На сегодняшний день без логистики невозможно представить стабильную работу большинства торговых и производственных предприятий.
Логистика (как практическая деятельность) представляет собой систему спланированного управления информационными, материальными и денежными потоками любой компании. Разберем детально определение каждого из них.
Под материальными потоками принято понимать сырьевую базу, комплектующие и всевозможные материалы, которые используются в производстве. Для его бесперебойной работы отдел закупок и снабжения обязан заблаговременно приобретать все необходимое, к тому же важно, чтобы доставка сырья осуществлялась строго в определенный срок. Сюда же следует отнести внутрипроизводственную транспортировку и перемещение материалов и оборудования.
Распределение денег и поступление их на счета компании представляют собой финансовые потоки. Контроль над производственными затратами, перемещением денежных средств, оплатой счетов и прибылью осуществляет финансовый отдел любой компании.
Что касается информационных потоков, простыми словами это можно объяснить так: логистика обеспечивает систему распределения необходимой информации таким образом, чтобы наладить взаимосвязь между подразделениями компании и с конечным потребителем.
В итоге логистика определяет способ транспортировки (доставки) необходимой продукции в назначенное время в нужное место, обеспечив при этом оптимальную стоимость услуг и надлежащие условия их оказания. На предприятии логистический отдел выполняет ряд важнейших функций, к которым следует отнести:
Деятельность логистического подразделения направлена на улучшение работы предприятия и повышение прибыли. Важно понимать, что большая часть компаний вкладывает прибыль в эффективную работу логистики, и эти затраты являются самой значительной частью статьи расходов, что подчеркивает исключительную важность работы в данном направлении.
Логистами называют специалистов, которые занимаются организацией доставки продукции от производителя до конечного потребителя, обеспечивая при этом минимальные растраты временных и финансовых ресурсов.
В обязательном порядке логист учитывает интересы производителя, потребителя и перевозчиков, ведь от этого в конечном итоге зависит качество предоставляемых услуг и прибыль компании. Такой специалист также занимается:
Помимо этого, логист управляет комплексом информационных и сервисных услуг, связанными с его деятельностью. Одним из важнейших навыков, которыми обязан владеть логист, является умение предусмотреть возможные риски. К примеру, при сотрудничестве с поставщиком, который расположен на значительном расстоянии от предприятия, повышается вероятность сбоя доставки сырья. Это означает, что на пути следования возможны дорожно-транспортные происшествия и поломки грузовых автомобилей. Поэтому для максимально быстрого завоза необходимого компании сырья логист выберет ближайшего к ней поставщика, чтобы исключить риск простоя производства.
Важно : специфика ведения бизнеса, особенности производства и место его расположения, погодные условия, удаленность поставщиков от компании и множество других факторов напрямую влияют на развитие работы отдела логистики. По этой причине не существует стандартных схем распределения средств, организации доставки, оптимизации маршрутов следования и других важных функций, которые выполняют логисты. Это ведет к тому, что специалисты с учетом специфики работы предприятия разрабатывают оптимальные логистические модели работы, направленные в первую очередь на минимизацию издержек и получение прибыли.
Говоря простыми словами о целях и задачах логистики, необходимо понимать, что они направлены на оптимизацию движения продукции от производителя к покупателю. Для этого специалисты логистического отдела комплексно подходят к решению всевозможных вопросов еще на этапе производства товаров, их хранения, доставки и сбыта.
Логистика производства призвана обеспечить планирование изготовления различной продукции в соответствии с потребительским спросом. Данные об этом и подробный анализ рынка представляют специалисты отделов продаж и маркетинга.
Сюда же следует отнести решение задач, направленных на обеспечение необходимых условий для бесперебойной работы предприятия и выпуска необходимого количества товара. Это обязывает логистов обеспечить закупку оборудования и сырья в нужном объеме, необходимом на всех этапах производства.
К основным задачам отдела логистики следует отнести также оптимизацию работы складского хозяйства и доставку продукции на склады конечного потребителя. Специалисты в обязательном порядке планируют объемы складских запасов и отслеживают сроки хранения товара.
Логисты планируют маршруты следования грузовых автомобилей, воздушных и морских судов, что необходимо для минимизации затрат на перевозку грузов. Также они оформляют необходимую для транспортировки документацию, включая путевые листы и таможенные декларации.
Рассмотрим подробнее разновидности логистических услуг.
Рассматривая виды логистических услуг, необходимо начать именно с логистики производства, поскольку она призвана управлять потоками денежных средств, сырья и готовой продукции непосредственно внутри компании. К тому же данный вид деятельности оказывает влияние на развитие технологического процесса.
Логистика производства преследует важнейшую цель, направленную на оптимизацию затрат деятельности предприятия. Специалисты в данной отрасли выполняют:
Логисты осуществляют контроль над процессом производства продукции на предприятии. При необходимости ими могут вноситься коррективы, направленные на оптимизацию работы и повышения доходности.
Данный вид деятельности логистики направлен на грамотное управление информационными потоками, которые параллельно сопровождают материальные. Это связано с тем, что правильная работа с информацией (своевременное оповещение сотрудников о различных проблемах доставки, изменении в производственной деятельности, обеспечение взаимодействия между подразделениями, прочее) так же важна, как и грамотное распоряжение финансовыми средствами.
Специалисты данного направления занимаются оптимизацией внутренних и внешних информационных потоков, каналов их поступления и передачи, а также разработкой внутренней нормативной документации.
Эти услуги направлены на оптимизацию и разработку маршрутов следования, используемых для доставки готовой продукции, сырья и оборудования для производственного предприятия. Логистика автотранспорта является наиболее актуальной, поскольку большая часть перевозок осуществляется грузовыми машинами. Одной из важнейших целей данного направления является авизация, которая заключается в доставке продукции конечному потребителю строго в оговоренную дату и время.
Что касается таможенных услуг в логистике, стоит отметить, что данная отрасль является одной из самых важных в компаниях, осуществляющих международные перевозки различных грузов. Специалисты несут огромную ответственность за свою деятельность, поскольку от качества их работы зависит своевременность доставки груза.
Логисты отвечают за сопровождение продукции до места доставки, а также наличие всей необходимой документации. К тому же специалисты подкованы во многих юридических вопросах, что позволяет им грамотно оформить таможенные декларации и сопроводительные листы. Это дает возможность избежать задержки груза, простоя производства на предприятии, а также потери продукции.
Логистические услуги в сфере закупок представляет собой, по сути, работу отдела снабжения, поскольку данная отрасль занимается управлением материальных потоков. Сюда следует отнести покупку и распределение комплектующих материалов, оборудования, сырьевой базы и прочих компонентов, которые необходимы для бесперебойно работающего производства. Специалисты этого направления также выполняют следующие функции:
В обязанности логистов также входит оптимизация закупок сырья и вспомогательных материалов таким образом, чтобы их хватало на все производственные циклы (включая непрерывные) и не происходил простой. Специалисты данной отрасли исполняют важную роль в развитии компании, поскольку от качества их работы зависит в конечном итоге сумма расходов и себестоимость производимых товаров.
Данная отрасль необходима для управления складскими процессами. К ним следует отнести прием, выдачу со склада оборудования материалов и сырья, их хранение, а также отгрузку готовой продукции. Специалисты складской логистики принимают непосредственное участие в выборе для организации и постройки складских помещений, подборе специального оборудования.
Также в обязанности отдела логистики этого направления входит организация работы производственных складов, ведение учетной деятельности и контроль процессов приема и отгрузки продукции.
Эффективная работа производства на предприятии напрямую зависит от организации процессов управления запасами готовой продукции, сырья и необходимых материалов. Этим занимается логистика запасов. Специалисты отдела рассчитывают необходимый объем запасов сырья и готового товара (продукции) на производстве в целом и формируют их. Основной задачей данной отрасли является обеспечение непрерывной работы производственных процессов на предприятии.
Как показывает практика, система логистики в Российской Федерации на порядок сложнее и требует значительных затрат в сравнении с другими странами. Это связано с определенными причинами и спецификой государства.
Прежде всего следует отметить, что территория страны обширна, поэтому предприятиям, которые занимаются перевозкой грузов, приходится сталкиваться с проблемой преодоления значительных расстояний. Это приводит к существенным затратам на приобретение топливных и смазочных материалов, запчастей, выполнение ремонтных работ. Несложно догадаться, что даже те логистические компании, которые осуществляют грузоперевозки в пределах своего региона, несут весомые затраты из-за необходимости больших расстояний.
Следующей важнейшей проблемой всех логистический предприятий является низкое качество дорожного покрытия на территории России. Выполнение ремонтных и сервисных работ не может не отразиться на итоговой стоимости транспортировки продукции.
Не радуют логистов и суровые климатические условия, ведь зимнее время в большинстве регионов достаточно продолжительное, что ведет к существенному расходу топлива и удорожанию услуг по хранению продукции в складских помещениях. Это связано с тем, что стоимость отопления больших площадей существенна, а без обеспечения необходимых температурных условий хранение большинства товаров попросту не представляется возможным.
К проблемам логистики также следует отнести недоработки в законодательной базе РФ. К примеру, компании нередко сталкиваются с невозможностью получения денежных компенсаций (естественно, по решению судебных органов) от поставщиков или транспортных организаций, виновных в срыве поставки продукции либо сырья, а также в простое производства.
Важно : в связи с некоторыми пробелами в законодательстве юротдел предприятия обязан предусмотреть возможные форс-мажорные обстоятельства и прописать в договоре о сотрудничестве с поставщиками пункт о штрафных санкциях.
Чтобы правильно выбрать компанию, которая сможет грамотно организовать все логистические процессы, руководству предприятий необходимо учесть несколько важных факторов. К ним следует отнести:
Выбирая логистическую компанию, необходимо узнать отзывы о ее работе и качестве услуг. Для этого можно поинтересоваться у коллег либо найти мнения пользователей в Интернете.
Важным фактором, который необходимо учитывать, являются сроки и дальность доставки продукции. Некоторые компании осуществляют ее только в черте города, другие, наоборот, специализируются на региональных и международных грузоперевозках. Очень важно на начальных этапах сотрудничества обсудить сроки доставки и нюансы по предстоящей работе.
Для каждого предприятия важно получить квалифицированную помощь в решении различных ситуаций. По этой причине необходимо поинтересоваться у претендента на сотрудничество, имеются ли в штате специалисты, способные оперативно решать логистические задачи любой сложности и оказывать содействие при возникновении любых вопросов.
При поиске транспортно-логистической компании следует обратить внимание на стоимость представляемых услуг. Это важный фактор, поскольку он напрямую влияет на статью расходов предприятия. Возможно, имеет смысл обратить свое внимание на организации, представляющие услуги по железнодорожным перевозкам грузов. Как показывает практика, такая транспортировка является экономически выгодной, особенно если это касается доставки продукции или сырья на большие расстояния.
Обратите внимание на состояние автопарка претендента. Большое количество грузового автотранспорта и спецтехники, находящейся в надлежащем техническом состоянии, говорит о серьезности ведения бизнеса логистической компании.
Также необходимо поинтересоваться классностью водителей и опытом экспедиторов, которые будут сопровождать грузы во время перевозки. Если требуются постоянная транспортировка негабаритов, нелишним будет узнать о мастерстве и опыте работы водителей.
Каждый бизнесмен, заинтересованный в сотрудничестве с транспортной компанией, желает получить гарантии на представляемые услуги. Они заключаются в том, что перевозчик обязуется доставлять груз, сохраняя его целостность. Сюда же следует отнести точное время выполнения заказа. Не рекомендуется сотрудничать с логистическими компаниями, которые не могут гарантировать безопасную перевозку.
Сохраните статью в 2 клика:
Как видно, логистика на предприятии является важнейшим подразделением, сфера которой многогранна. От ее работы зависит не только бесперебойная работа производства, своевременная доставка продукции конечному потребителю, но и объем прибыли.
Вконтакте
По мере развития бизнеса и углубления партнерских связей деловые отношения часто упираются в вопросы доставки и транспортировки сырья, и готовой продукции; передачи информации и финансовых средств. Как осуществляется эта трудоемкая работа, поговорим в статье.
В логистике выделяют два основных раздела - распределение материальных ресурсов и управление ими.
Материальными ресурсами считаются основные (второстепенные) и первичные (вторичные) материалы, готовая продукция и полуфабрикаты, комплектующие и запасные части, упаковка и запасы продукции. Они распределяются путем перемещения готовой и промежуточной продукции в двух направлениях, точнее по двум каналам - прямому и косвенному.
Обычно у владельцев крупного и среднего бизнеса отдел логистики на предприятии представляет собой отдельное подразделение, где работают специалисты разного уровня - менеджеры-логисты, рядовые сотрудники, водители, диспетчеры. Мелкий бизнес зачастую обходится силами отдельных специалистов, закрепленных за отделами со схожими функциями (к примеру, транспортный или складские помещения). В лучшем случае возможен немногочисленный отдел. Организовать его с нуля поможет наш алгоритм, который вы найдете далее в статье.
Бывает, что в обязанности отдела логистики входит таможенное оформление с документальным обеспечением или управление внешними экономическими связями.
Исходя из этого, функции менеджера-логиста заключаются в следующем: документальный учет поставок и продаж, налаживание и укрепление сотрудничества с поставщиками, транспортными компаниями, страховщиками, финансовыми учреждениями и др.
Логистика бывает двух видов - внешняя и внутренняя. Она определяется направленностью компании.
Внутренняя логистика способствует решению производственных задач самой компании. Работники этого подразделения занимаются менеджментом и материально-техническим снабжением предприятия необходимыми ресурсами. Функциями внутренней логистики являются: контроль запасов всех имеющихся ресурсов, закупка сырья и материалов, складирование, хранение, доставка от поставщиков, перемещение в самой организации.
Внешняя логистика решает вопросы отправки товаров прямо к потребителям или на рынок через посредников. Отдел логистики, выполняя внешние функции, работает с различными каналами распределения. К главным задачам внешней логистики относят:
Поскольку отделы логистики выполняют много специфичных функций, рационально будет из крупных подразделений создать небольшие профильные группы.
Приведем простой пример стандартного деления согласно выполняемым задачам.
Отдел закупок осуществляет следующие функции:
Производственная логистика решает вопросы:
Отдел управления запасами и ассортиментом проводит аналитику, чтобы на ее основе регулировать резервы и номенклатуру изделий, выпускаемых компанией.
Отдел контроля над поставками готового товара реализует следующие цели:
Главное условие для сохранения бизнеса - оптимизация затрат. Редакция журнала «Коммерческий директор» предлагает восемь советов, которые помогут наладить логистику в непростой экономической ситуации.
Несмотря на безусловную пользу службы логистики, до сих пор отсутствует четкий порядок и принципы ее создания. Однако, опираясь на опыт множества компаний, можно добиться довольно большой отдачи от этого подразделения.
Очевидно, что организация отдела логистики - процедура довольно сложная, коль этим не занимались раньше. Но при реформировании устоявшихся бизнес-процессов еще сложнее преодолеть противодействие традиционных и зачастую неэффективных методов работы.
Рассказывает практик
Юрий Игумов ,
руководитель управления логистики ОАО «НПГ «Сады Придонья», Волгоград
Для поставок товара по России и ближнему зарубежью мы прибегаем к услугам транспортно-экспедиционного оператора. Львиную долю перевозок составляют автомобильные. Примерно четверть грузов уходит по железной дороге, для чего мы привлекаем таможенных экспедиторов и брокеров.
После оценки потенциальных затрат было принято решение передать обязанности отдела логистики профильным организациям. В любом случае аутсорсинг гораздо выгоднее с точки зрения финансов, чем расходы на создание и содержание собственного автопарка вместе с обширной службой логистики. Причем разница на сегодня громадная, следовательно, мы однозначно будем пользоваться аутсорсингом. В компании, разумеется, есть небольшой автопарк, но он создан для доставок на короткие расстояния и рассчитан на экстренные ситуации.
После создания прообраза будущего отдела логистики на бумаге наступает черед подбора персонала. Здесь нужно определиться: искать и выбирать людей конкретно для нового подразделения или отдать эти полномочия кадровикам. Выбирая один из вариантов, нужно учесть состояние рынка труда, стандарты предприятия и возможности специалистов по кадрам среднего звена. Очевидно, что поиск кандидатов, стопроцентно подходящих под запросы руководства, затянется надолго.
На данном этапе нужно понимать, что сформированная модель не может быть однозначным строгим стандартом. Иногда в штате сотрудников встречаются специалисты, не совсем подходящие под намеченную схему. Но их знания и опыт, в которых нуждается создаваемый отдел, допускают отступление от утвержденных требований. В этих случаях даже изменение схемы будет вполне оправданным.
Отдельным условием отбора претендентов считается знание иностранных языков, особенно английского на уровне уверенного пользователя. Это довольно распространенное обязательное требование. Ведь многие зарубежные компании ведут документацию только по-английски, именно этот язык у них является корпоративным и применяется в работе менеджеров. Если предприятие находится в составе иностранной компании, требование владения английским в качестве второго делового языка может усложнять бизнес-процессы. Основная часть документации готовится на диалекте головной компании, к тому же большие зарубежные организации могут и сами заказывать услуги транспортировки. Обычно фирмы-перевозчики расположены там же, где и продавцы. Поэтому для них английский будет не основным, а дополнительным.
В результате довольно часто возникают ситуации, когда взаимодействие затруднено и вызывает массу осложнений. Это вполне понятно и ожидаемо, поскольку язык общения, как правило, не родной и не единственный для каждого участника логистической цепочки. Так что специалисты отдела логистики, владеющие английским на должном уровне, - большой плюс для всех организаций. Администрации дочерних структур просто необходимо укомплектовать свой штат как минимум одним работником с достойным знанием основного языка головной компании.
При наборе сотрудников необходимо помнить, что этика отечественного бизнеса и его корпоративная культура находятся на низком уровне. К сожалению, во многих предприятиях ведение и учет документооборота считается необязательным, и для сокращения расходов даже успешные компании стараются избежать оформления документов, необходимых для отправки грузов.
На структурную организацию отдела логистики предприятия влияет его специфика и объемы оборота продукции, но в основном она представлена в следующем виде:
Проектные группы реализации на предприятии создаются в виде обособленных подразделений или внутри самих отделов логистики. Есть несколько способов их образования.
Рассказывает практик
Андрей Яновский ,
генеральный директор ОАО «Нидан Соки», Москва
Когда перед нами встал вопрос о поиске руководителя (менеджера) отдела логистики, я сосредоточился на поиске особо энергичного сотрудника. Чаще всего логисты абсолютно безынициативны и совершенно не предлагают даже простых и реально выгодных для бизнеса идей. Разумеется, при таком отношении к обязанностям на возможную экономию рассчитывать неразумно. В качестве примера можно привести идею о необходимости регламентации вопроса о выборе поставщика с обязательным проведением ежеквартального тендера.
Я намечаю высокие, но достижимые задачи. Для их реализации менеджеру нужна целеустремленность. Иными словами, нам требуется инициативный сотрудник, который неравнодушен к своей работе.
У правления производственных компаний и предприятий, тесно связанных с поставщиками, проблема поиска руководителя отдела логистики появляется со дня основания коммерческой структуры. В одних организациях логист всего лишь направляет транспортные потоки, в других играет ключевую роль, так как при координации перемещения товаров старается снижать расходы на логистику и таможенное оформление всеми подходящими способами.
Перед поиском кандидата на вакансию генеральному директору необходимо определиться со статусом главного логиста в компании. Он не должен быть «равным среди равных», поскольку владеет не только сведениями по всем отгрузкам, но и подробными данными о клиентах. Директор по логистике имеет доступ к коммерческой и даже конфиденциальной информации (в основном это относится к производственным компаниям и дистрибьюторам). Он должен принимать решения, которые обязаны выполнять подчиненные, а также менеджеры отдела продаж. Одновременно, согласно своим полномочиям, руководитель отдела логистики полностью отвечает за результат. А значит, его статус должен быть аналогичен должности заместителя генерального директора.
Очень важно, чтобы персонал компании не относился к главному логисту как к человеку, претендующему на чью-то прибыль либо дополнительные доходы. То есть задача генерального директора - объяснить персоналу, что логист:
Внутренняя логистика предприятия, которая распространяется на большую часть мероприятий по оптимизации, подразумевает комплекс логистических функций по созданию материального потока в самой компании.
Заметим, что очень часто к внутренней логистике относят совокупность двух ее базовых секторов - транспорта и склада.
Причины для построения оптимизированной работы отдела логистики и модификации ее системы разнообразны. Самые общепринятые их них:
Предприятию необходимо выбрать, какие логистические операции для достижения намеченных задач потребуется реорганизовать, расширить или просто исключить. Особое внимание нужно уделить работе:
По большому счету, модернизация логистических систем должна проходить как минимум в четыре этапа:
Для проведения корректного анализа и диагностики системы необходимо:
На основании полученных данных формируется программа совершенствования (модернизации) общей системы логистики и утверждается методика ее практической реализации. Программа может содержать:
Стремление быстро перестроить работу отдела логистики без надлежащего анализа его деятельности рождает массу сложностей. К примеру, в одной торгующей организации руководитель ликвидировал отдел закупок, усомнившись в его результативности. Обязанности закупщиков перешли к сотрудникам отдела продаж. Свое решение директор объяснил так: продукция приходит с опозданием и нарушением количества, а цены на товары не всегда приемлемы. Далее он уточнил, что продавцы знают больший толк в покупках, нежели закупщики.
Сразу после реорганизации все шло нормально, но потом продажи у компании упали. Вывод очевиден: перед осуществлением радикальных перемен необходимо уточнить, насколько эффективен упраздняемый отдел.
Контролируя работу отделов логистики, руководители допускают ряд ошибок:
Этап 1. Выделение критериев оценки.
Здесь возможны два способа - функциональный и целевой. Если в организации внедряется система оперативного менеджмента и создаются должностные инструкции, используется функциональный метод. Если планируется смена политики компании или введение стратегического управления, то оптимальным будет целевой подход.
Характеристики эффективности определяются с учетом обязанностей и функций, порученных отделу или конкретным работникам. Данный подход рационален, когда итог работы можно измерить. В основе лежат должностные инструкции, поэтому при их подготовке лучше не использовать общих терминов, таких как «контролирует», «координирует», «обеспечивает работу». Вместо них следует точно формулировать желаемый результат труда, к примеру «готовит логистический план», «формирует логистический бюджет».
Материал для скачивания
Если оценка вклада отдела логистики в общий результат затруднена, то его эффективность можно определить по итогам работы организации.
Допускается использование целевого подхода совместно с функциональным.
Рассказывает практик
Григорий Коломейцев ,
администратор системы управления складом группы компаний «Оптитрейд», Москва
Рассматривать деятельность отдела логистики только по суммам количественных характеристик не совсем корректно. Причина в том, что ряд факторов, определяющих уровень работы логистов, сложно выразить в баллах.
Во-первых , это относится к сложным схемам бизнеса. Логистически идеальный план перемещения товаров не каждый раз будет самым экономичным. Так, довольно часто происходит, что быстрота доставки важнее ее цены. К тому же схемы транспортировок и оборота документов могут значительно разниться в мелочах. А значит, качество работы подразделения нельзя рассматривать только с позиции расходов на логистику. Более того, понятие «оптимум» невозможно перевести в цифровой вид. Мерило продуктивности логистов можно обозначить так: даже при повышении расходов на доставку с одновременным и очевидным ростом прибыли компании результат будет считаться позитивным.
Во-вторых - это modus operandi (по латыни образ действий) менеджера отдела логистики. Часто случается, что руководство предприятия относится к логистике как к очень важному фронту работ (либо, напротив, преуменьшает его значение) и назначает на должность начальника «своего» человека. Зачастую такие лица стараются угодить руководству, не думая об эффективности работы, или совершают опрометчивые действия. Вот пример из личного опыта. Однажды я трудился в фирме «Керхер», которая передала обслуживание автотранспорта и складского хозяйства известной международной компании на аутсорсинг. Этот подрядчик специализировался прежде всего на перевозках, поэтому работа со складом стала для него добавочной нагрузкой. В то время в штате «Керхера» работал куратор склада, на которого был возложен контроль запасов, документооборот и помощь кладовщикам в работе с товаром.
Но руководство компании менее чем через полгода работы назначило начальником отдела логистики своего ставленника, а он поручил контроль над действиями удаленного работника (куратора склада) менеджеру по обслуживанию клиентов аутсорсинговой компании. Таким образом руководство «Керхера» стало получать отчеты от внешней организации. Что до куратора склада, то у него осталось только право молча одобрять любые действия подрядчиков. При таком положении дел контроль над складом, разумеется, был невозможен. Начальник логистов «Керхера» мог только посылать аутсорсерам возмущенные письма: «Как вы могли допустить подобную ошибку? Вы же профессионалы!». Положение усугубилось, когда на склад стали звонить директора клиентских компаний с уговорами отгрузить оплаченный товар, пусть даже с задержкой в пределах разумного. Чтобы исправить ситуацию, из Германии несколько раз прилетал директор по логистике самого концерна «Керхер». Но начальник московского отдела логистики и ухом не повел. При этом специалисты отдела старались следить за транспортными и складскими расходами, чтобы выполнять план.
При использовании любого подхода к работе нужно всегда соблюдать шесть правил.
Этап 2. Выбор методики оценки.
Вначале следует осмыслить цель проверки, чтобы правильно выбрать методику. А если цель отсутствует, то выходит, что проверку проводят для проверки. Определим четыре главные цели.
С учетом необходимой цели выбирают подходящую методику оценки.
Материал для скачивания
Главное, чтобы выбранная методика не допускала субъективного подхода («нравится или не нравится»). Каждый показатель отражается в цифрах, и даже мнения экспертов должны быть показаны в баллах на общей шкале. Еще один важный момент при выборе способа оценки - это учет внешнего положения компании (иначе говоря, примите во внимание конкурентов, клиентов и поставщиков, проанализируйте возможные колебания конъюнктуры, изменения нормативов и др.).
Этап 3. Определение периодичности проверки и ее участников.
Эффективная методика оценки не должна быть очень дорогой. Расходы на проведение проверки должны соответствовать ожидаемому эффекту. Самые экономичные и результативные - простые и понятные оценки, главная цель которых - определить, отвечают ли цели отдела логистики политике компании и заинтересованы ли сотрудники материально в реализации ее стратегии.
Проведение проверок на больших предприятиях доверено руководству департаментов, на средних этим часто занимаются заместители директоров, в малых - лично директор или бухгалтер.
Одиночные проверки нужно устраивать по факту невыполнения плана или, к примеру, по жалобам клиентов. Задача таких мероприятий - найти причины недобросовестной работы и, если нужно, внести поправки в план либо откорректировать действия подразделения.
Целью плановых проверок часто становится предупреждение возможных проблем, а не решение уже возникших. Их практикуют ежегодно, но не менее одной оценки в год. При этом персонал отдела должен быть осведомлен о дате намеченного мероприятия и плане проведения проверки (что именно рассматривают), чтобы вовремя подготовить материалы. По итогам мероприятия необходимо принять действенные меры (допустим, переформатировать отдел) и сделать перестановку кадров (подкорректировать штат отдела, повысить или понизить должности).
Этап 4. Изменение системы стимулирования.
Каждый работник должен знать, за что конкретно он будет поощрен (оштрафован) и в чем состоит вознаграждение (взыскание). При этом если оценка работы отдела логистики соответствует выполнению корпоративных целей, деятельность сотрудника можно считать продуктивной только тогда, когда сама компания успешно решает намеченные задачи.
Главными недоработками большинства систем стимулирования являются: во-первых, зависимая взаимосвязь доходов работников и показателей, не входящих в зону их ответственности; во-вторых, преувеличение плановых задач. Так, в торгующих компаниях часты случаи, когда намеченный план вообще не выполним, даже самым лучшим менеджером. Подобное стимулирование убивает стремление эффективно работать.
Статистика показывает, что для специалистов отдела логистики (маркетинга, продаж) идеальна схема оплаты труда, когда 75-80 процентов суммы составляет оклад и только 20-25 процентов отводится переменной части, связанной с результативностью отдела и персональными успехами сотрудников. В то же время довольно много предприятий, где данное соотношение установлено как 50 на 50. Кроме того, известен ряд развитых компаний, где зарплата в отделе сбыта на 100 процентов увязана с выполнением плана продаж. К примеру, в некой фирме по реализации сувениров, которая располагает небольшими торговыми точками в ТРЦ, продавцы довольствуются только процентом с продаж.
После введения такой системы оплаты часть работников рассчиталась, зато у остальных доход повысился на 30-50 процентов. Общий оборот компании при этом вырос более чем в два раза. Если до этого офисные менеджеры обзванивали розничные точки для уточнения поставок нового товара, то теперь реализаторы самостоятельно заказывают товар, имеющий спрос, даже за 2-3 месяца до ожидаемых пиков продаж (как правило, это Международный женский день, Новый год и Рождество).
Бесспорно, чем больше итоги работы подразделения определяют доходы персонала, тем лучше. Однако в действительности такая схема возможна не всегда. Допустим, вы сделали зарплату менеджеров по продажам на 100 процентов зависящей от масштабов сбыта. Но возможен вариант, когда из-за недоработки отдела закупок на склад не привезут товар, который клиенты заказали благодаря стараниям менеджера. В итоге сотрудник потеряет свой процент.
Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Материальный поток на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции проходит в основном производстве ряд звеньев. Управление материальными и информационными потоками на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется производственной логистикой.
планирование и контроль - планирование выпуска готовой продукции, - планирование транспортных процессов, - планирование складской сети, - контроль бюджета, - информационные системы.
управление операциями - на складах, - на транспорте, в процессе обслуживания производственных процессов.
управление запасами - прогнозирование спроса, управление и контроль запасов сырья, полуфабрикатов и готового продукта, - выбор тары и упаковки.
Производственный процесс состоит из большого количества элементарных и комплексных логистических активностей, объединенных заданной целевой функцией. Эта целевая функция обычно сформулирована на основе маркетинговой стратегии и лежит вне непосредственно производственного цикла. Поэтому изолированное рассмотрение логистики в производстве готовой продукции (ГП) возможно только в том случае, если заданы цели и ограничения внешней макро- и микрологистической среды. Эти цели ограничения являются основой оперативного объемно-календарного планирования выпуска определенного ассортимента продукции.
Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микро-логистической системы в рамках заданной (прогнозируемые и планируемыми спросом и заказами) производственной программы.
Созданная на предприятии логистическая служба в лице отдела или одного человека должна выполнять следующие функции:
оперативно-календарное планирование с детальным расписанием выпуска готовой продукции;
оперативное управление технологическими процессами производства;
всеобщий контроль качества, поддержание стандартов качества продукции и соответствующего сервиса;
стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР);
организация внутрипроизводственного складского хозяйства;
прогнозирование, планирование и нормирование расхода МР в производстве;
организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;
контроль и управление запасами МР, НП и ГП на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и в технологическом процессе производства;
внутрипроизводственное физическое распределение МР и ГП;
информационное и технологическое обеспечение процессов управления внутрипроизводственными материальными потоками;
автоматизация и компьютеризация управления материальными (информационными, финансовыми) потоками в производстве.
Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками с точки зрения:
оптимизации (минимизации) уровней всех запасов МР, НП, ГП внутри производственно-технологического цикла и складской системы;
сокращения времени производственно-технологического цикла;
уменьшение всех логистических издержек в производстве ГП;
оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса.
Предлагаемая структура позволяет выделить на предприятии единую функцию управления сквозными материальными потоками. Сложность внедрения логистической концепции на производстве во многом зависит от сложившейся технологической специализации, и в первую очередь в области транспортно-перемещающих работ.
Учет издержек в производственном процессе предполагает:
выявление всех вовлеченных в производственный процесс подразделений;
определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса;
определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.
Для повышения эффективности современного производства на предприятии решаются следующие задачи:
задача полной загрузки мощностей заменяется задачей минимизации сроков прохода оборотных средств через предприятие;
задача снижения себестоимости дополняется задачей более быстрого удовлетворения спроса.
Динамичность и неопределенность спроса на рынке делает нецелесообразным создание и поддержание больших запасов. Одновременно производители очень заинтересованы в получении каждого нового, даже небольшого заказа. Все это обуславливает потребность в гибких производственных мощностях, которые способны быстро отреагировать на конъюнктуру спроса. При этом снижение себестоимости в условиях растущей конкуренции достигается не традиционным увеличением количества выпускаемой продукции, а логистической организацией производственного процесса в увязке со всем комплексом логистических операций материало- и товаропроводящих систем в целом. Управление материальными потоками должно быть сквозным и координироваться из одного центра. Все логистические операции должны быть полностью взаимосвязанными и взаимозависимыми. Они должны составлять единый процесс управления материальными, информационными и другими видами потоков, возникающими в производственном процессе.
" |