Модели оказания социальных услуг и социального сопровождения. Разработка и применение стандартов социальных услуг

С 1 января 2015 года, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», происходит глубокая реорганизация системы социального обслуживания населения в РФ.

Основные новшества, вводимые Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:

  • из применения уходит понятие видов социального обслуживания, являющееся на сегодняшний день основой, формирующей структуру системы нормативно-правовых актов на региональном уровне;
  • привязка права на социальное обслуживание к социальным категориям, например, «граждане пожилого возраста и инвалиды», в новом законе полностью заменена на новое универсальное основание — признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании при наличии конкретных обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности;
  • новый закон вводит в применение понятие профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, как системы мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
  • вводится целостная правовая модель организации региональной системы обеспечения потребности населения в социальном обслуживании, открывающая возможность формирования негосударственного сектора социального обслуживания на основе равного доступа на рынок социальных услуг хозяйствующих субъектов различной организационно-правовой формы.

В соответствии с законом, региональная система обеспечения потребности населения в социальном обслуживании, опирается на комплекс норм в рамках следующей правовой модели:

Описание этапа Примечание
Утверждение субъектом РФ перечня социальных услуг (далее – «перечень») Формируется перечень конкретных социальных услуг, являющихся гарантией и расходным обязательством государства перед гражданином (при наличии у последнего индивидуальной нуждаемости)
Принятие стандарта на каждую услугу, включенную в перечень социальных услуг Стандарт в составе порядка предоставления услуги определит гарантированный объем каждой услуги, входящий в перечень социальных услуг, то есть что из себя представляет конкретная услуга как «ресурс-процесс-результат» или как лот, который может быть выставлен на свободные торги и подвергнут последующему контролю исполнения
Включение социального обслуживания в региональные программы социального обслуживания Объем ресурсов, включаемых в региональные программы, формируется исходя из прогнозируемой потребности в услугах и подушевых нормативов финансирования на каждую услугу, включенную в перечень, которые исчисляются на основании государственного стандарта на услуги
Доведение государственного задания, либо открытое конкурсное размещение заказа на исполнение мероприятий региональной программы (на оказание государственных социальных услуг), либо предоставление компенсации поставщикам Перечнем закупаемых услуг станет перечень социальных услуг, а техническим заданием по каждой услуге государственный стандарт.Исполнителем на конкурсной основе может стать организация любой формы собственности

Поставщиком социальных услуг, в соответствии с новым законом, может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Последнее открывает возможность формирования негосударственного сектора в сфере социального обслуживания населения.

Соответственно, основным элементом новой модели является не учреждение социального обслуживания, а социальная услуга.

К услуге привязаны финансирование, а также показатели эффективности и качества. Более того, для социальных услуг показатели эффективности здесь могут носить не только экономический, но и социальный характер.

Данный подход формирует технологию обеспечения эффективности системы социального обслуживания, основанную на новых принципах — через управление процессом оказания государственных услуг.

Ключевым элементом модели являются государственные стандарты на социальные услуги, формирующие основные требования по объему, качеству, порядку и условиям предоставления социальных услуг, включая связанные с оказанием конкретной услуги нормы и нормативы.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», стандарт социальной услуги включает в себя:

  • описание социальной услуги, в том числе ее объем;
  • сроки предоставления социальной услуги;
  • подушевой норматив финансирования социальной услуги;
  • показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги;
  • условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  • иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.

Также в сфере социального обслуживания населения действует комплекс национальных стандартов. В том числе стандарты, содержащие перечни услуг для определенных категорий населения, например:

  • ГОСТ Р 52885-2007. Социальные услуги семье;
  • ГОСТ Р 52886-2007. Социальные услуги женщинам;
  • ГОСТ Р 52888-2007. Социальные услуги детям;
  • ГОСТ Р 53059-2008. Социальные услуги инвалидам;
  • ГОСТ Р 53058-2008. Социальные услуги гражданам пожилого возраста;
  • ГОСТ Р 53064-2008. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги гражданам без определенного места жительства и занятий;
  • ГОСТ Р 53349-2009. Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста.

Однако данные стандарты не имеют единого принципа применения приведенных в них наборов услуг, а также отнесения их к гарантированным, либо предоставляемым дополнительно на условиях полной оплаты. Также национальные стандарты не содержат требований к объемам социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Отдельно следует отметить Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг», формулирует основные требования, определяющие качество социальных услуг. Качество социальных услуг и критерии, которые его характеризуют, рассмотрены в данном стандарте применительно к объему и формам предоставления услуг. В этом нормативном документе определены необходимые организационно – технические условия, профессионально-квалификационные требования к персоналу и иные условия, обеспечение которых в учреждениях социального обслуживания населения является необходимым и достаточным для осуществления профильной деятельности:

  • наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
  • условия размещения учреждения;
  • укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация;
  • специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и так далее);
  • состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам социальной службы;
  • наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.

Исходя из вышеизложенного, Министерством социальной политики Свердловской области сформулирована форма описания социальной услуги в рамках государственного стандарта, позволяющая реализовать модель негосударственной системы социального обслуживания:

1. Общие положения

2. Показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги

3. Общие условия предоставления социальных услуг, в том числе условия доступности предоставления социальных услуг для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности

4. Описание социальных услуг, в том числе их объем, сроки и условия предоставления

Форма социального обслуживания: …

Наименование социальной услуги: …

А также выработана технология разработки и внедрения региональных стандартов социального обслуживания:

Этап Мероприятия
I этап«Подготовительный» Разработка формата описания услуги (формы государственного стандарта)Формирование и предварительное обучение рабочих групп по созданию проектов стандартов из числа практиков социальной работы (далее – «рабочие группы»)Формирование и предварительное обучение группы экспертов из числа специалистов МСП и представителей научных кругов, в задачи которой входит координация и методическая поддержка деятельности рабочих групп (далее – «эксперты»)
II этап«Разработка проектов стандартов» Формирование рабочими группами (за каждой группой закрепляется 1-3 вида социального обслуживания) проектов стандартов на социальные услугиПриемка экспертами проектов стандартов, сформированных рабочими группами и размещение проектов стандартов на открытом интернет-ресурсе (uralsocinform.ru)
III этап«Обсуждение проектов стандартов в профессиональной среде» Организация обсуждения размещенных проектов в среде организаций-поставщиков социальных услугОбработка экспертами и рабочими группами поступающих в ходе обсуждения замечаний и предложений к проектам стандартов
IV этап«Научная проработка проектов стандартов» Научная проработка проектов государственных стандартов по направлениям:
  • экономика труда и натуральные нормативы (уточнение позиций затрат рабочего времени, материалов, потребности в оборудовании и т.д.);
  • правовая экспертиза (корректность и полнота применения норм из смежных отраслей правового регулирования – САНПиНы, СНиПы и т.д.);
  • определение нормативов подушевого финансирования на государственные социальные услуги
V этап«Общественное обсуждение проектов стандартов» Общественное обсуждение проектов государственных стандартов в ходе серии встреч с представителями актива общественных организаций, объединяющих граждан, являющихся потребителями социальных услуг
VI этап«Внедрение государственных стандартов» Утверждение государственных стандартов правительством Свердловской области, организация работы по их внедрению

На сегодняшний день стандарты разработаны и приняты, ознакомиться с ними можно по ссылке .

По этому же адресу продолжается консультирование поставщиков социальных по вопросам применения стандартов и отслеживание «обратной связи» в целях дальнейшей доработки и развития стандартов.

Также важным новшеством является законодательное закрепление понятия «информационные системы в сфере социального обслуживания», более того, закон напрямую предусматривает роль и место таких информационных систем, как реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг в обеспечении функционирования приведенной выше модели. Данный подход применен впервые в истории отрасли и закладывает основы для региональной автоматизации в сфере организации социального обслуживания, в том числе на основе унифицированных решений.

При выработке подобных решений, стандарты социальных услуг также являются необходимым исходным элементом всех применяемых информационных систем, поскольку формируют один из основных справочников – справочник социальных услуг, на основе которого осуществляется сборка и синхронизация всех возможных элементов архитектуры региональной информационной системы, решающей задачи автоматизации процессов организации оказания социальных услуг в региональной системе социального обслуживания граждан:

Таким образом, организация разработки и применения региональных стандартов социальных услуг является одним из основных элементов, обеспечивающих:

  • формирование устойчивой системы обеспечения потребности населения региона в социальных услугах;
  • создание эффективной автоматизированной модели организации деятельности региональной системы социального обслуживания населения в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Форум для обсуждения 442-ФЗ открыт по адресу:


Об авторе: Илья Илларионов, начальник отдела технологий социального обслуживания граждан Министерства социальной политики Свердловской области.

На рис.1 представлена общая схема оказания адресной социальной поддержки, на основе которой проводится моделирование обращений граждан и принятия управленческих решений в условиях конкретного города. Схема основана на разделении формализованных и неформализованных процедур.

Рекомендуется создать единый Центр социальных субсидий (ЦСС). В больших городах у него могут быть районные (окружные) отделения. Целесообразно создавать ЦСС на базе служб жилищных субсидий. Как правило, они имеют опыт работы по оценке доходов и достаточную техническую оснащенность.

Центр социальных субсидий собирает и анализирует информацию о доходах, ведет учет льгот и оформляет "социальный паспорт" семьи. Право на получение такого паспорта получают семьи и одиноко проживающие граждане с низким душевым доходом (критерий нуждаемости определяется по решению местной администрации). Сотрудники ЦСС проводят оценку доходов на основе представленных документов, а при необходимости и с помощью других мер - посещения на дому, запросов по месту работы и др.

Центр занимается начислением жилищных субсидий и других адресных видов денежных пособий и компенсаций, в том числе пособий по нуждаемости (если принято решение о реализации такой региональной или городской программы). ЦСС может заниматься также начислением детских пособий (при введении в действие нового законодательства о выплате только семьям с душевым доходом не выше 150 процентов прожиточного минимума). Все данные о семьях, обладающих "социальными паспортами", вносятся в базу данных. База данных содержит сведения о полученных семьями социальных выплатах и бесплатных (льготных) услугах, которые используются для корректировки дохода.

Схема оказания помощи основана на использовании метода социальной работы, который называется "ведение случая". Он включает три основных этапа:

Открытие дела/случая: определение нужд клиента, оценка положения и состояния клиента (включая оценку дохода), формирование плана обслуживания, выделение приоритетов в обеспечении потребностей, определение стоимости услуг, составление "пакета услуг", подписание договора с клиентом.

Непосредственное оказание услуг:

  • - в рамках ЦСС;
  • - в других организациях, которые оказывают социальное обслуживание в координации и при обмене информации с ЦСС.

Обзор проведенной работы и оценка оказанных услуг: оценка влияния оказанных услуг на положение клиента, формирование нового плана обслуживания с учетом изменившегося положения клиента, либо закрытие случая.

Социальные услуги могут оказываться на платной или бесплатной (льготной) основе, в последнем случае - при предъявлении "социального паспорта" малоимущей семьи.

При первичном обращении за помощью граждане приходят на прием в ЦСС, отдел социальной защиты или другую социальную службу по месту жительства.

Социальный работник проводит индивидуальное собеседование, в результате которого определяются потребности клиентов и формируются соответствующие пакеты социальных услуг, льгот и помощи.

Социальный работник планирует "путь", который клиенту/клиентке нужно пройти для решения кризисной ситуации. Социальный работник направляет клиентов в ЦСС для оценки доходов и определения права на получение такого паспорта, а при необходимости - начисления денежных субсидий и компенсаций.

Используя рекомендации социального работника, клиенты обращаются в различные социальные службы (центр социального обслуживания, благотворительную столовую, кризисный центр и др.). Это могут быть учреждения разной формы собственности, среди которых на конкурсной основе был размещен социальный заказ на оказание услуг малоимущим семьям. При получении социальных услуг бесплатно или на льготной основе в "социальном паспорте" ставится соответстветствующая отметка; сведения сообщаются в базу данных ЦСС для последующей корректировки дохода. Рекомендуется, чтобы завершающую фазу (оценка полученных услуг и закрытие договора) проводил тот же социальный работник, у которого клиенты были на первичном приеме.

Рис.1

Получение бесплатной социальной помощи в период ожидания адресного государственного социального пособия

Рис. 2 дает представление о том, как может быть организована социальная помощь, если будет действовать программа выплаты государственного (областного) адресного социального пособия. В случае, когда нет возможности одномоментно выплатить пособие по нуждаемости всем гражданам, имеющим на него право, целесообразно зарегистрировать этих граждан и сформировать очередь. Во время ожидания выплаты адресного пособия граждане смогут пользоваться другими видами социальной помощи. Порядок и приоритеты оказания поддержки устанавливаются решением органов местного самоуправления. Муниципалитеты определяют также критерий участия в городских социальных программах (городской норматив нуждаемости).


Социальная защита пожилых людей и модели

Социальная зашита пожилых людей в современных соци­ально-экономических условиях осуществляется по двум основ­ным направлениям - социальное обеспечение и социальная по­мощь.

В соответствии с действующим законодательством, соци­альное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания пожи­лых людей. В Российской Федерации сложились и действуют несколь­ко моделей социального обслуживания пожилых людей. Соци­альное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в специализированных государствен­ных и муниципальных учреждениях.

Основными принципами деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста являются:

Предоставление государственных гарантий;

Обеспечение равных возможностей при получении со­циальных услуг и их доступность;

Преемственность всех видов социального обслужива­ния;

Ориентация социального обслуживания на индивиду­альные потребности граждан;

Приоритет мер по социальной адаптации и др.
Важнейшими моделями социального обслуживания сталитакие, как:

Социальное обслуживание на дому;

Полустационарное обслуживание в отделениях дневного
(ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

Стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и др.;

Срочное социальное обслуживание;

Социально-консультативная помощь;

Предоставление жилой площади в специальных домах для престарелых и т.д.

Несмотря на разнообразие форм социальной работы на местах, уже можно выделить основные принципы и формы ста­новления социальных служб, занимающихся решением проблем пожилых людей. Это создание и развитие центров социального обслуживания различного типа (дневного, недельного, времен­ного пребывания); организация надомного обслуживания, плат­ного и бесплатного (платного для тех, кто живет в семьях и кому понадобилась временная помощь); создание на основе различ­ных форм собственности центров социально-психологической помощи, столовых для бесплатного питания, сети магазинов для продажи товаров по социально низким ценам; предоставление льгот по социально-бытовому обслуживанию и обеспечению занятости пожилых людей. Начали открываться дома ночного пребывания, социальные гостиницы и т.д.

Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реаби­литации инвалидов и престарелых. Центры могут иметь в своей структуре различные под­разделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и др. В задачи центра входит:


Выявление престарелых и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;

Определение конкретных видов и форм помощи, пре­доставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера;

Анализ социально-бытового обслуживания населения;

Привлечение различных государственных и негосудар­ственных структур к решению вопросов оказания социально- бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся лицам.

Важнейшей частью работы центра является социальное обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультиро­вание и др.

Социальные работники поддерживают связь с трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы они не забывали своих бывших работников, оказывали помощь и проявляли к ним внимание.

Анализ основных направлений деятельности центров со­циального обслуживания свидетельствует о том, что данная мо­дель социальной службы, ориентированной на работу с пожи­лыми людьми, получила наибольшее распространение и призна­ние и является наиболее типичной. Однако она еще не охваты­вает многие категории пожилых людей, которые испытывают потребность в социально-психологической помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к новым усло­виям.

В подобных центрах работают врачи, социальные работ­ники, психологи, юристы, специалисты по социальной реабили­тации и др.

Социальное обслуживание на дому это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде оби­тания, поддержать их личностный и социальный статус, защи­тить их права и законные интересы.

К числу основных надомных услуг, гарантированных го­сударством, относятся:

Организация питания и доставка продуктов на дом;

Помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

Содействие в получении медицинской помощи и сопро­вождение в медицинские учреждения;

Помощь в поддержании условий проживания в соответ­ствии с гигиеническими требованиями;

Содействие в организации ритуальных услуг и погребе­нии одиноких умерших;

Организация различных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

Помощь в оформлении документов, в том числе для ус­тановления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные учреждения органов социальной защиты населе­ния.

Отделения социальной помощи на дому, как правило, ор­ганизуются при муниципальных центрах социального обслужи­вания или местных органах социальной защиты населения.

Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 месяцев). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвали­дов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоуст­ройства, а в городской местности - не менее 120 пенсионеров и инвалидов.

Социальное обслуживание на дому производится бесплат­но, с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслу­живаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие трудоспособных родственников, которые обязаны со­держать их по закону, но проживают отдельно, а также прожи­вающие в семьях, подушевой доход которых ниже установлен­ного для данного региона минимального уровня.

Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ, установленных действующим законода­тельством.

Все более широкое развитие получают и отделения днев­ного пребывания, создаваемые также на базе центров социально­го обслуживания населения. Они предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инва­лидов, организации их отдыха, привлечения к посильному тру­ду, поддержания активного образа жизни. Эти отделения создаются в соответствии с законодательст­вом и обслуживают не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды независимо от своего семейного поло­жения, но сохранившие способность к самообслуживанию и ак­тивному передвижению, на основании личного желания и меди­цинского заключения.

В отделениях дневного пребывания обычно выделяются помещения для кабинета медицинской помощи, культурной ра­боты, мастерских, библиотеки. Оборудуются спальные помеще­ния для организации отдыха, столовая и др. Пенсионеры и инва­лиды, как правило, обслуживаются отделением социальной по­мощи бесплатно.

Посильная трудовая деятельность в специально оборудо­ванных мастерских или подсобных хозяйствах осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под на­блюдением медицинского работника. Продукция подсобных хо­зяйств обычно направляется на обеспечение питания, а излишки могут быть реализованы для получения дополнительных финан­совых средств и зачисления их на счета ЦСО.

По решению руководства центра и местной администра­ции в отделении дневного пребывания могут предоставляться и отдельные платные услуги: посещение культурно-зрелищных мероприятий, массаж, мануальная терапия, обслуживание па­рикмахером и др. Денежные средства, получаемые за счет этих дополнительных услуг, также перечисляются на счет ЦСО и на­правляются на его развитие, улучшение питания и обслужива­ния пенсионеров и инвалидов.

Таким образом, отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслужива­ния и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки одиноким пожилым людям и инвалидам.

В последние годы все большее развитие получает служба срочной социальной помощи, основной целью которой является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в соци­альной поддержке.

Срочное социальное обслуживание включает в себя сле­дующие гарантированные государством услуги:

Разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

Обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости;

Разовое оказание материальной помощи;

Содействие в получении временного жилья;

Оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»;

Оказание юридической помощи в пределах своей компе­тенции;

Оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями.

Деятельность службы основывается на сотрудничестве с другими государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами. Срочное социальное обслуживание осуществляется этими службами на базе Центра социального обслуживания.

Как отмечается в Положении, утвержденном Министерст­вом социальной защиты населения РФ, эта служба предназначена, прежде всего, для оказания безотлагательных мер, направлен­ных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инва­лидам, органы социальной защиты проявляют постоянную забо­ту о создании более комфортных условий для жизнедеятельно­сти пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно (не­дельное и дневное пребывание). В дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться. Здесь они обес­печиваются медицинской помощью, рядом мероприятий реаби­литационного характера, с ними проводится работа по социаль­но-психологической адаптации к новым условиям, изучаются особенности их характера, привычки, интересы, потребности в посильной трудовой занятости, пожелания в организации досуга и т.п. Вес это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата, особенно при поселении людей на постоянное местожительства, для предотвращения возможных конфликтных ситуаций.

Однако функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания пре­старелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, каче­ство обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде регионов РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих посту­пил, в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют жела­ние жить в привычной для них домашней обстановке.

Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожи­лых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения.

В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденном Министер­ством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года, такой дом предназначен для постоянного проживания одиноких граж­дан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

Основная цель создания таких домов - обеспечение благо­приятных условий проживания и самообслуживания; предостав­ление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для актив­ного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельно­сти.

Специальные дома для одиноких престарелых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в пере­оборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из одно- и двухкомнатных квартир и вклю­чают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или хим­чистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средства­ми малой механизации для облегчения самообслуживания про­живающих граждан. При таких домах организуются круглосу­точно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внут­ренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание проживающих в этих домах граждан осуществляется в соответствии с Положением меди­цинским персоналом территориальных лечебно-профилак­тических учреждений, а организация социально-бытового, тор­гового и культурного обслуживания - соответствующими тер­риториальными органами и службами. В Положении четко определены основные правила, требо­вания и условия строительства и предоставления жилья в специ­альных жилых домах для одиноких пожилых людей, прожива­ния, оплаты и т.д. Следует подчеркнуть, что на основе действующего зако­нодательства гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на перво­очередное направление в стационарные учреждения органов со­циальной защиты населения.

Специальные жилые дома для одиноких пожилых людей и супружеских пар - это один из путей решения сложной задачи по оказанию социальной помощи, а также целого комплекса со­циальных проблем престарелых граждан. Таких домов в России пока еще мало, но они получают все большее признание и раз­витие.

Одной из серьезных проблем домов-интернатов общего типа, пансионатов и домов ветеранов войны и труда является то, что среди престарелых значительную часть составляют люди с кратковременными или стойкими психическими нарушениями и слабоумием. Они осложняют жизнь проживающих в учрежде­нии, провоцируют возникновение конфликтных ситуаций, на­рушают спокойствие в коллективе. Решить эту проблему можно введением в штат дома-интерната психиатра.

Место и роль социальных услуг в развитии социальной сферы. Необходимость оказания социальных услуг органами местного самоуправления. Зарубежный опыт оказания социальных услуг. Анализ реализации социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.





Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Социальные услуги.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Как правильно написать введение?

Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.


Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.



(курсовую, диплом или отчёт) без рисков, напрямую у автора.

Похожие работы:

8.01.2009/контрольная работа

Границы социальных групп. Социальные агрегаты: понятия и виды. Социальные классы и социальные слои, их характеристика. Специфика понятий аудитория и публика. Этимологические понятия. Образцы поведения и социальные нормы. Политическая публичная сфера.

26.11.2009/контрольная работа

Понятие национальной безопасности, ее структура и состояние на современном этапе. Модели государственной политики в сфере безопасности. Роль гражданского общества в укреплении национальной безопасности. Риски безопасного развития в условиях глобализации.

19.11.2009/реферат

Социальный портрет современного российского предпринимателя. Влияние государственного регулирования на неформальный экономический порядок. Корпоративное социальное партнерство как технология управления персоналом. Социальная поддержка работников.

16.01.2010/реферат

Системный подход к характеристике процессов внедрения стандартов социальной ответственности в Украине на основе принципов Глобального договора ООН. Идея корпоративной социальной ответственности. Основные элементы типичной схемы управления организацией.

7.06.2010/реферат

Социальные гарантии в сфере занятости. Материальные блага, входящие в соцпакет. Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу, дополнительные социальные гарантии. Гарантии и компенсации безработным, пособия по безработице.

25.02.2003/реферат

Что представляет собой социальная группа? Формы социальных общностей и социального контроля. Роль, структура, факторы функционирования социальных групп. Групповая динамика. Способы коммуникаций в группах из пяти членов.

27.07.2009/реферат

Понятие о социальных группах: формы взаимодействия людей, их объединенная социальная позиция. Классификация групп по численности и взаимосвязи. Общие признаки: социальная интеракция, стигмация, идентификация, хаббитуализация. Социальный статус и роль.

3.12.2007/лекция

Социальная деятельность и социальные группы: поведение, социальные действия, взаимодействия. Социальная стратификация. Социальное неравенство: причины, значение. Сущность, признаки, функции социальных институтов. Социальная организация и управление.

29.06.2010/контрольная работа

Социальное действие и поведение как проявление социальной активности, типы взаимодействия. Социальные группы, их типология, структура, факторы и особенности их функционирования. Понятие и теории социальной организации, ее организационные структуры.

16.03.2010/контрольная работа

Первичные и вторичные, внутренние и внешние, формальные и неформальные, референтные социальные группы. Динамические характеристики социальных групп, основные признаки и функции групповой общности. Группы как объекты социально-психологического анализа.

21.09.2009/контрольная работа

Понятие социологии и ее место в системе наук, основные функции и назначение в обществе. Методы и этапы социологического исследования. Предпосылки и процесс развития гражданского общества, его структура и основные компоненты, отличия от "негражданского".

Социальное обслуживание 1 граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально - психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

 соблюдения прав человека и гражданина;

 предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

 обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

 преемственности всех видов социального обслуживания;

 ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

 приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

 ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

В настоящее время в Российской Федерации сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были оформлены Законом РФ от 2 августа 1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно этому Закону, система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и включает государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания.

Вгосударственный сектор социального обслуживания входят органы управления социальным обслуживанием Российской Федерации, органы управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации, а также учреждения социального обслуживания, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении.

Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

В задачи муниципального центра социального обслуживания входят: выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.

Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми. Получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.

Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.

Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети - инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие

ограниченияспособности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

Выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

Информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

Отказ от социального обслуживания;

Конфиденциальность 2 информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

Защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;

Получение информации о видах и формах социального обслуживания, показаниях к получению социальных услуг, правилах их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг.