Функции оплаты труда. Основные функции заработной платы Какая из функций заработной платы является основой

Труд - важнейший фактор производства, он создает основу национального богатства и валового внутреннего продукта общества. В то же время он обеспечивает доходы граждан, образ и уровень жизни которых во многом определяется тем, имеется ли у них и какая именно работа.

Особая роль в структуре доходов работника принадлежит заработной плате. Она и в настоящее время остается для большинства работников основным источником доходов .

Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. И, наконец, высокая заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятий рачительно использовать рабочую силу, модернизировать производство .

В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы :

а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика

формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

б) заработная плата - это денежное выражение стоимости товара «рабочая

сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под их влиянием происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы .

Важнейшим условием организации общественного производства, стимулирования высокоэффективной трудовой деятельности является установление меры труда и меры его оплаты. Мера оплаты труда являет собой вознаграждение или заработную плату, получаемые работниками за предоставление своей рабочей силы. Практически заработная плата, или доход конкретного работника может принимать форму различных денежных выплат: месячных окладов, часовых тарифных ставок, премий, вознаграждений, гонораров, компенсаций и т.д. .

Истинная сущность заработной платы проявляется в тех функциях, которые она выполняет. Заработная плата выполняет несколько функций.

Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможнос­ти воспроизводства рабочей силы на социально нормальном уровне потребления, то есть в определении такого абсолютного размера заработ­ной платы, который позволяет осуществить условия нормального вос­производства рабочей силы, иными словами поддержание, а то и улучшение условий жизни работника, который должен иметь возможность нормально жить (платить за квартиру, пищу, одежду, т.е. предметы первой необходимости), у которого должна быть реальная возможность отдыхать от работы, чтобы восстанавливать силы, необходимые для работы. Также работник должен иметь возможность растить и воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы. Отсюда и исходное значение данной функ­ции, ее определяющая роль по отношению к другим. В случае, когда зарплата по основному месту работы не обеспечива­ет работнику и членам его семьи нормальное воспроизводство, возни­кает проблема дополнительных заработков. Работа на два-три фронта чревата истощением тру­дового потенциала, снижением профессионализма, ухудшением тру­довой и производственной дисциплины и т.д.



Социальная функция, иногда выделяется из воспроизводственной, хотя является продолжением и дополнением первой. Заработная плата как один из основных источников дохода должна не только способствовать воспроизведению рабочей силы как таковой, но и давать возможность человеку воспользоваться набором социальных благ – медицинские услуги, качественный отдых, получение образования, воспитание детей в системе дошкольного образования и т.д. А кроме того, обеспечить безбедное существование работающего в пенсионном возрасте.

Стимулирующая функция важна с позиции руководства предприятия: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигну­тых каждым результатов труда. Отрыв оплаты от личных трудовых уси­лий работников подрывает трудовую основу зарплаты, ведет к ослабле­нию стимулирующей функции заработной платы, к превращению ее в потребительскую функцию и гасит инициативу и трудовые усилия че­ловека.

Работник должен быть заинтересован в повышении своей квалификации для получения большего заработка, т.к. более высокая квалификация выше оплачивается. Предприятия же заинтересованы в более высококвалифицированных кадрах для повышения производительности труда, улучшения качества продукции. Реализация стимулирующей функции осуществляется руководст­вом предприятия через конкретные системы оплаты труда, основанные на оценке результатов труда и связи размера фонда оплаты труда с эффективностью деятельности предприятия. Основным направлением совершенствования всей системы организации заработной платы является обеспечение прямой и жесткой зависимости оплаты труда от конечных результатов хозяйственной деятельности трудовых коллективов. В решении этой задачи важную роль играет правильный выбор и рациональное применение форм и систем заработной платы, которые будут рассмотрены ниже.

Статусная функция зарплаты предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работ­ника. Под статусом подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус – это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его со­поставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда. Здесь требуется гласная разработка системы критериев оплаты труда отдельных групп, категорий персонала с учетом специ­фики предприятия, что должно быть отражено в коллективном дого­воре (контрактах). Статусная функция важна прежде всего для самих работников, на уровне их притязаний на зарплату, которую имеют работники соответ­ствующих профессий на других предприятиях, и ориентация персона­ла на более высокую ступень материального благополучия. Для реали­зации этой функции нужна еще и материальная основа, которая во­площается в соответствующей эффективности труда и деятельности фирмы в целом

Регулирующая функция – это регулирование рынка труда и прибыльности фирмы. Естественно, что при прочих равных условиях, работник наймется на работу в то предприятие, где больше платят. Но верно и другое – предприятию невыгодно платить слишком много, иначе его рентабельность снижается. Предприятия нанимают работников, а работники предлагают свой труд на рынке труда. Как и всякий рынок, рынок труда имеет законы образования цены на труд.

Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через заработную плату) в образовании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках произ­водства и в издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить степень дешевизны (дороговизны) рабочей силы, ее конкурентоспо­собность на рынке труда, ибо только живой труд приводит в движение овеществленный труд, а значит, предполагает обязательное соблюдение низших границ стоимости рабочей силы и определенные пределы повышения зарплаты. В этой функции вопло­щается реализация предыдущих функций через систему тарифных ста­вок (окладов) и сеток, доплат и надбавок, премий, порядок их исчисления и зависимость от ФОТ. Производственно-долевая функция важна не только для работо­дателей, но и для работников. Некоторые системы бестарифной опла­ты труда и другие системы предполагают тесную зависимость индиви­дуальной заработной платы от фонда оплаты труда и личного вклада работника. Внутри предприятия фонд оплаты труда отдельных подраз­делений может строиться на аналогичной зависимости (через коэффи­циент трудового вклада или другим образом) .

Каждая функция, как часть единого целого – заработной платы, не только предполагает существование других частей, но и содержит в себе их элементы. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль. В свою очередь в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная функции заработной платы. Вместе с тем, при общем единстве одна из функций в определенной степени может быть противоположна другой или исключает другую, снижает результат ее действия.

Наиболее значительным противоречием функций является то, что одни из них ведут к дифференциации заработков, другие, наоборот, к их выравниванию. Чем сильнее выравнивание, тем слабее дифференциация, тем слабее стимулирующее воздействие заработной платы. Это нормальное явление, т.к. оно отражает внутреннее единство и борьбу противоположностей, не свидетельствует о неточности выделенных функций .

С организацией заработной платы на предприятии связано решение двуединой задачи :

Гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;

Обеспечить работодателю достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке товаров) возместить затраты и получить прибыль.

Тем самым, через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника , способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики.

Экономическая задача заработной платы - обеспечивать условия жизнедеятельности человека. Ради этого человек сдает в наем свои услуги. Нет ничего удивительного, что трудящиеся стремятся добиться высокой заработной платы, чтобы лучше удовлетворять свои потребности. Тем более, что высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику страны в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. При общем высоком уровне заработной платы и тенденции к ее повышению растет спрос на большую часть товаров и услуг. Принято считать, что это явление ведет к созданию новых и развитию уже существующих предприятии, способствует достижению полной занятости.

Сторонники экономики с высокими заработками добавляют, что в развитых промышленных странах заработная плата является и основным источником дохода и основным источником существования основной массы населения. Стимулирующее воздействие, которое она оказывает, не только более значительно, чем могут оказывать другие доходы, но и затрагивает всю страну и экономику в целом. Это здоровое воздействие, стимулирующее производство основных товаров потребления, а не дорогостоящих изделии для элиты. И, наконец, высокая заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятия рачительно использовать рабочую силу, модернизировать производство.

Очевидно, что существует определенный предельный уровень, который нельзя превышать при установлении заработной платы. Заработная плата должна быть достаточно высока, чтобы стимулировать спрос, но при ее чрезмерном повышении есть опасность, что спрос превысит предложение, а это приведет к росту цен и запустит инфляционные процессы. Кроме того, вызовет резкое сокращение занятости в обществе и рост безработицы. Важно, чтобы заработная плата, способствуя рационализации производства, одновременно не порождала массовую безработицу. Ясно, что вопросы заработной платы занимают важное место в повседневных заботах трудящихся, работодателей и государственных властей, а так же их отношениях между собой .

2. Основные принципы организации и регулирования оплаты труда.

В то время как работники интересуются прежде всего суммой получаемых ими денег и тем, что они могут на них приобрести, работодатель рассматривает оплату труда под иным углом зрения. К стоимости рабочей силы он прибавляет стоимость сырья, топлива, другие производственные расходы, с тем, чтобы определить себестоимость продукции, а затем ее продажную цену. В конечном итоге размер заработной платы влияет на размер прибыли, которую получает работодатель.

Таким образом, главными требованиями к организации заработной платы на предприятии, отвечающими, как интересам работника, так и интересам работодателя, является:

1)обеспечение необходимого роста заработной платы;

2) при снижении ее затрат на единицу продукции;

3) гарантия повышения оплаты труда каждого работника по мере роста эффективности деятельности предприятия в целом .

Основная задача организации зарплаты состоит в том, чтобы поставить оплату труда в зависимость от его коллектива и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого .

При разработке политики в области заработной платы организации на предприятии необходимо учитывать ряд принципов:

· применение прогрессивных форм и систем оплаты труда, которые в наибольшей степени отвечают требованиям предприятия;

· формы материального вознаграждения должны быть конкурентоспособными относительно форм вознаграждения других предприятий;

· самостоятельность предприятий в организации заработной платы, в установлении форм, систем и размера оплаты труда работников;

· учет сложности выполняемой работы и уровня квалификации;

· дифференциацию заработной платы в зависимости от условий и тяжести физического труда, отраслевой принадлежности предприятия;

· осуществление оплаты за конечные результаты производства и в зависимости от количества и качества затраченного труда;

· материальную заинтересованность работников в высоких конечных результатах труда;

· систематическое повышение реальной заработной платы, сближение минимального уровня заработной платы с бюджетом прожиточного минимума;

· обеспечение социальной защищенности работников с помощью государственных гарантий и самого предприятия;

· государственное регулирование заработной платы;

· индексацию заработной платы в соответствии с уровнем инфляции;

· превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы;

· меры поощрения за эффективный труд, качество продукции, экономию ресурсов;

· меры взыскания за нарушения трудовой и производственной дисциплины;

· согласование общих условий оплаты труда с профсоюзами .

При организации оплаты труда решаются следующие задачи:

· выбор форм оплаты труда;

· выбор способа формирования основной заработной платы;

· выбор механизма регулирования заработной платы;

· определение размера заработной платы;

Вопросы организации труда занимают одно из ведущих мест в социально-экономической политике государства. В условиях рыночной экономики практическое осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда должно быть основано на соблюдении ряда принципов оплаты труда, которую необходимо базировать на следующих экономических законах: законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы, законе стоимости.

Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов организации оплаты труда, включающие:

Принцип оплаты по затратам и результатам, который следует из всех указанных выше законов. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам;

Принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышении эффективности производства;

Принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства;

Принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечивать материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма .

Каждое предприятие самостоятельно определяет свою политику в вопросах оплаты труда.

В то же время имеется ряд факторов внешнего характера, определенным образом ограничивающих принятие решений на предприятии . К ним относятся:

Устанавливаемый законодательно минимальный размер оплаты труда в месяц;

Условия коллективных договоров между администрацией предприятия и трудовым коллективом в лице профсоюзной организации;

Уровень заработной платы, используемый конкурирующими коммерческими организациями;

Уровень занятости населения и наличие свободной рабочей силы требуемых профессий и специальностей;

Уровень конъюнктуры рынка труда, безработицы в регионе;

Стоимость жизни (потребительской корзины).

Внутренними факторами, влияющими на уровень заработной платы, являются:

Результаты хозяйственной деятельности и финансовое положение предприятия;

Стремление к стабильной работе и стабилизации трудового коллектива;

Потребность в высококвалифицированных работниках.

В процессе трудовой деятельности виды работ, выполняемые функциональные обязанности неодинаковы: они могут быть престижными и непрестижными, удовлетворяющими или неудовлетворяющими работника. При этом работники имеют разные классификационные категории, квалификацию; возможны изменения условий, режима труда. Все это влияет на формирование неодинаковости заработной платы и ее организацию.

Различия в заработной плате обнаруживается соответствием и вкладом работника в конечные результаты деятельности предприятия. К факторам, определяющим различия в заработной плате работника, относится уровень образованности, профессиональной подготовки и производственный опыт, определяемый стажем практической работы.

Величина заработной платы должна быть такой, чтобы работник мог содержать себя и свою семью. Необоснованно низкая заработная плата вынуждает работника искать другие источники дохода или место работы. Это снижает «отдачу» работника в виду того, что он не восстанавливается физиологически, морально к началу нового рабочего дня и работает менее эффективно. В рыночной экономике существенное влияние на величину заработной платы оказывают спрос и предложение свободных трудовых ресурсов, безработица. Рынок труда стремиться к равновесной системе различий в заработной плате, при которой совокупный спрос на каждую категорию труда будет равен соответственно предложению. И в то же время он относится к числу самых несовершенных рынков в виду того, что потенциальная свободная рабочая сила не осведомлена о наличии всех в регионе вакантных местах работы и в целом о спросе на ее труд.

Причин этому несколько:

Отсутствие полной достоверной информации в службе занятости об освободившихся вакансиях на предприятиях;

Стремление и производственная необходимость нанимателя привлечь на предприятие опытного высококвалифицированного специалиста или рабочего;

Переход на более совершенную демократичную и публичную систему отбора и найма необходимых категорий работников на основе конкурсного приема;

Неизжившая себя практика трудоустройства по так называемому принципу формирования на престижных предприятиях «династий поколений»;

Резервирование вакантных рабочих мест для трудоустройства молодых специалистов, выпускников профессионально-технических училищ, школ, демобилизованных из армии и др. категорий граждан.

Таким образом, величина заработной платы складывается под влиянием спроса и предложения, которые зависят от количественных, качественных и социальных факторов найма.

Графически величину заработной платы можно представить сложив кривые спроса и предложения труда (рис.1) .

Рис. 1. Величина заработной платы

Кривая – характеризует спрос на рабочую силу; – предложение рабочей силы; точка – точка равновесия спроса и предложения. Четырехугольник определяет величину заработной платы.

Реальная заработная плата определяется тем количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату.

Величина реальной заработной платы зависит от ряда факторов:
1) это величина номинальной заработной платы. Чем выше денежная заработная плата, тем выше уровень реальной заработной платы;
2) уровень цен на потребительские товары и услуги. Если денежная плата остается неизменной, а цены растут, то это равносильно снижению зарплаты, и наоборот;
3) наличие достаточного количества товаров, соответствующих спросу населения. Если цена не меняется, но товаров нет, то дефицит также равносилен снижению зарплаты;
4) уровень стоимости платных услуг, т.е. пользование транспортом, ремонт жилья, одежды и т.д .

В современных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь независимо от организационно-правовых форм предприятия самостоятельно определяют формы, системы и размеры оплаты труда. Однако поиск более совершенных форм организации оплаты труда, чем традиционно сложившиеся – повременная, сдельная – предприятия не применяют. В отдельные, являясь нерентабельными, что ограничивает возможности стимулирования труда работников, не способны оптимизировать пропорции в заработной плате в соответствии со сложностью выполняемой работы и профессионально-квалификационными характеристиками работников. Поэтому государство осуществляет регулирование оплаты труда путем установления и изменения минимального размера оплаты труда, налогового законодательства, установления государственных гарантий, индексации, социального страхования и защиты.

Таким образом, механизм регулирования заработной платы должен основы­ваться на сочетании следующих направлений:

· государственное регулирование;

· рынок труда;

· генеральное соглашение;

· коллективные договоры.

Государственное регулирование осуществляется прямым или косвенным путем. Прямое регулирование - это установление определен­ных количественных параметров, обязательных для субъектов хозяйствования, минимальной заработной платы (исходя из мини­мального потребительского бюджета); размера тарифной ставки первого разряда и коэффициентов; ставки налогообложения.

Косвенное регулирование осуществляется путем перио­дических рекомендаций о применении тарифных ставок, по орга­низации прогрессивных форм и систем оплаты труда и др.

Минимальная заработная плата – это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты . Механизм применения минимальной заработной платы регулируется статьей 59 Трудового Кодекса, Декретом Президента Республики Беларусь от 15.02.2002г. №3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы», Законом Республики Беларусь от 17 июня 2002г. №124-3 «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы», Постановлением Совета Министров РБ от 13 декабря 2004г. №1579.

В зарубежных странах государственный минимум заработной платы пересматривается регулярно с учетом уровня инфляции и некоторых других факторов. Например, во Франции разработан механизм, предусматривающий автоматический рост размера минимальной заработной платы при росте цен на 2%. В США минимум заработной платы пересматривается по мере необходимости; законодательством не предусмотрены обязательства государства по пересмотру.

Регулирование минимальной заработной платы осуществляется на основе законов (США, Франция, Испания и др.) и соглашений (Великобритания, ФРГ, Италия и др.). Определенное воздействие на доходы трудящихся оказывают фонды потребления, т. е. соответствующие социальные выплаты или социальные фонды государства и предприятия .

Внутренняя, микроэкономическая гибкость заработной платы связана с результатами работы предприятия, т. е. его прибыльностью и рентабельностью, а также с индивидуальными показателями работы самого работника. Индивидуальный подход к повышению заработной платы строится с учетом следующих основных положений, образующих систему:

1. определение минимальной годовой заработной платы для каждой категории работников с учетом всех выплат;

2. неодинаковое повышение заработной платы в рамках заранее заданного прироста общего фонда заработной платы;

3. отказ от индексации заработной платы по мере роста цен и переход на ее увеличение в зависимости от личных заслуг работников;

4. учет заслуг работника, а не его стажа работы при решении вопроса о персональных прибавках к заработной плате;

5. определение методов оценки индивидуальных заслуг работника.

Одним из элементов, определяющих размер заработной платы, является бюджет прожиточного минимума. Он представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения жизнедеятельности. БПМ используется в качестве базы для проведения адресной социальной политики, для обоснования минимальной оплаты труда, трудовой пенсии по старости, установления минимального пособия по безработице и стипендий студентам. Бюджет прожиточного минимума утверждается Советом Министров РБ по основным социально-демографическим группам в средних ценах предшествующего периода в среднем на душу населения для: трудоспособного населения, пенсионеров, студентов, детей в возрасте от 3 до 16 лет, детей в возрасте до 3 лет. Минимальный потребительский бюджет представляет собой прожиточный минимум более высокого стандарта. Его рассчитывает и утверждает дифференцированно по возрастным и социальным группам Министерство труда и социальной защите Республики Беларусь .

Помимо государственного регулирования существуют и другие ограничения в вопросах организации и оплаты труда. Они обусловлены регулированием через систему социального партнерства .

Партнерство создается на основе договора, которым регулируются права и обязанности участников. К разновидностям партнерства следует отнести генеральное соглашение между правительством, Союзом нанимателей и профсоюзами страны по установлению единых подходов в вопросах организации заработной платы в отраслях, регионах, на предприятиях.

На основе соглашения на предприятиях администрацией заключаются коллективные договоры с трудовым коллективом и профсоюзной организацией. В них отражаются:

ü вопросы форм, систем и размера оплаты труда, материального стимулирования, конкретные размеры гарантийных и компенсационных выплат, пособий, доплат;

ü механизм изменения оплаты труда в соответствии с ростом цен, уровнем инфляции, в зависимости от выполнения показателей коллективного договора;

ü вопросы переобучения кадров, условия высвобождения работников;

ü продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;

ü улучшение условий и охраны труда; экономическая безопасность и охрана здоровья;

ü вопросы социального страхования, льготы для работников;

ü сроки выплаты заработной платы;

ü определяется круг работников, которым устанавливается индивидуальный уровень оплаты труда и др.

Косвенное регулирование предполагает обеспечение условий применения прогрессивных форм и систем оплаты труда, информирование об уровне зарплаты в различных отраслях, методическое обеспечение, консультирование, рекомендации по применению нормативных документов.

1. Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория. Мн.: БГЭУ, 2002. - 430 с.

2. Волгин Н.А., Одегов Ю.Г. Экономика труда. – М.: Экзамен, 2003

3. Жулина Е.Г Экономика труда. Учебный курс– М.:Эксмо, 2010 - 208 с.

4. Кашепов А.В., Сулакшин С.С., Малчинов А.С Рынок труда: проблемы и решения. Монография. - М.: Научный эксперт, 2008. - 232 с.

5. Остапенко Ю.М. Экономика труда. – М.:ИНФРА-М, 2003

6. Политика доходов и заработной платы: Учебник Под ред. П50 П.В. Савченко и Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2000. - 456 с.

7. Рофе А.И Экономика труда. – М.:КНОРУС, 2010 - 400 с.

8. Стрельская Н.Н. Учет заработной платы. Мн.: Экоперспектива, 2003. - 191 с.

9. Фролова Т.А.Экономика предприятия: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2005 (тема 6. п.1)

10. Фролова Т.А.Экономика предприятия: конспект лекций Таганрог: ТРТУ, 2005 (тема 6. п.4)

11. Экономика предприятия. Серия «Учебники и учебные пособия». Под ред. проф. А.С. Пелиха. – Ростов Н/д: «Феникс», 2002.

12. Экономика предприятия отрасли: учеб.-метод.комплекс /Сост. И общ.ред. В.В. Бичанина. – Новополоцк; УО «ПГУ», 2007. – 400с

13. Экономика труда под ред. проф. Ю.П.Кокина, проф. И.О Шлендера – М.:Магистр, 2010 - 686 с.

14. Электронный ресурс: Экономика труда, точка доступа http://laboureconomics.ru/glava7/p71

Заработная плата выполняет несколько функций, наиболее важные из них -- воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая (распределительная), производственно-долевая и др.

Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально-нормальном уровне потребления, т.е. в определении такого абсолютного размера ЗП, который позволяет осуществить условия нормального воспроизводства рабочей силы. Отсюда и исходное значение данной функции, ее определяющая роль по отношению к другим. Это особенно актуально в настоящее время, когда почти все вопросы оплаты труда сводятся в основном к возможности обеспечения достойного уровня жизни. В случае, когда зарплата по основному месту работы не обеспечивают работнику и членам его семьи нормальное воспроизводство, возникает проблема дополнительных заработков. Реализация их вне предприятия (фирмы) может вызвать не только позитивные, но и негативные последствия. Работа на два-три фронта чревата истощением трудового потенциала, снижением профессионализма, ухудшением трудовой и производственной дисциплины и т.д.

Статусная функция зарплаты предполагает соответствие статуса, определяемого размером ЗП, трудовому статусу работника. Под "статусом" подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус -- это место данного работника по отношению к другим работникам, как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда. Здесь требуется гласная разработка (при обязательном обсуждении с персоналом) системы критериев оплаты труда отдельных групп, категорий персонала с учетом специфики предприятия, что должно быть отражено в коллективном договоре (контрактах). Например, можно заложить распространенный РКС принцип трехступенчатости: 1) критерии экономической эффективности всего предприятия; 2) аналогичные критерии для отдельных подразделений; 3) индивидуализированные критерии, играющие большую стимулирующую роль (личный трудовой вклад, коэффициент трудового участия, "заслуги" и т.п.). Главная проблема состоит в том, чтобы найти наиболее целесообразное сочетание коллективизма в работе, необходимого для успешной деятельности фирмы, и индивидуализма в заработной плате. Статусная функция важна, прежде всего, для самих работников, на уровне их притязаний на зарплату, которую имеют работники соответствующих профессий в других фирмах (в РКС), и ориентация персонала на более высокую ступень материального благополучия. Для реализации этой функции нужна еще и материальная основа, которая воплощается в соответствующей эффективности труда и деятельности фирмы в целом.

Стимулирующая функция заработной платы важна с позиций руководства фирмы: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размеров заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда. Отрыв оплаты от личных трудовых усилий работников подрывает трудовую основу зарплаты, ведет к ослаблению стимулирующей функции заработной платы, к превращению ее в потребительскую функцию и гасит инициативу и трудовые усилия человека. Реализация стимулирующей функции осуществляется руководством фирмы через конкретные системы оплаты труда, основанные на оценке результатов труда и связи размера фонда оплаты труда (ФОТ) с эффективностью деятельности фирмы.

Регулирующая функция заработной платы воздействует на соотношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование персонала (численности работников и профессионально-квалификационного состава) и степень его занятости. Эта функция выполняет роль баланса интересов работников и работодателей. Объективной основой реализации этой функции является принцип дифференциации оплаты труда по группам работников, по приоритетности деятельности или другим основаниям (признакам), т.е. выработка определенной политики установления уровня оплаты труда различных групп (категорий) работников в конкретных условиях производства. Это является предметом регулирования трудовых отношений между социальными партнерами на взаимоприемлемых условиях и отражается в коллективном договоре. Указанный принцип успешно может быть использован только в случае, если учитывается механизм ценообразования на рынке труда и связанное с ним поведение субъектов рыночных отношений. Специфика товара "рабочая сила" требует разграничивать понятия "цена рабочей силы" и "цена труда".

Цена рабочей силы -- это денежное выражение ее стоимости, отражающей по сегментационным признакам уровень затрат, необходимых на воспроизводство рабочей силы с учетом спроса и предложения на рынке труда. Цена рабочей силы может быть базой для формирования политики дифференциации затрат на предприятии, а также при установлении договорных условий оплаты труда конкретного работника, нанимаемого работодателем.

Цена труда -- это денежное выражение различных качеств труда, она позволяет соизмерять количество труда с его оплатой. Единицей измерения может быть цена часа труда, которая является производной величиной от цены рабочей силы, определяя условия оплаты труда работника по результатам его текущей деятельности в условиях действия механизма внутреннего рынка труда на предприятии. Цены на различные виды труда принимают форму расчетных тарифных ставок (должностных окладов). Устанавливая цену конкретного вида труда, предприятие регулирует оплату труда с тем, чтобы, с одной стороны, не занизить ее уровень (иначе, уйдут квалифицированные кадры), а с другой стороны, не завысить цену, чтобы продукция фирмы была конкурентоспособной не только по потребительским качествам, но и по цене товара (продукции, услуги). В противном случае может снизиться объем реализации (продаж, выручки), что отразится на спросе рабочей силы, ее занятости и т.д.

Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через заработную плату) в образовании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить степень дешевизны (дороговизны) рабочей силы, ее конкурентоспособность на рынке труда, ибо только живой труд приводит в движение овеществленный труд (как бы он велик не был), а значит, предполагает обязательное соблюдение низших границ стоимости рабочей силы и определенные пределы повышения зарплаты. В этой функции воплощается реализация предыдущих функций через систему тарифных ставок (окладов) и сеток, доплат и надбавок, премий и т.д., порядок их исчисления и зависимость от ФОТ. Производственно-долевая функция важна не только для работодателей, но и для работников. Некоторые системы бестарифной оплаты труда и другие системы предполагают тесную зависимость индивидуальной ЗП от ФОТ и личного вклада работника. Внутри предприятия ФОТ отдельных подразделений может строиться на аналогичной зависимости (через коэффициент трудового вклада (КТВ) или другим способом).

Правовые основы организации оплаты труда в Российской Федерации.

Главный основополагающий законодательный документ нашей страны -- Конституция Российской Федерации -- имеет в своем составе статьи, полностью посвященные труду в стране.

Статья 34 определяет, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недоброкачественную конкуренцию. Это есть констатация права на труд в любой разрешенной законом форме.

Статья 37 утверждает, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности или профессию. При этом принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 39 определяет виды социальной защиты граждан РФ. Основным сборником законодательных постановлений по вопросам организации и оплаты труда является Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ)

Статья 1 КЗоТ РФ формирует задачи этого документа: "Кодекс законов о труде РФ регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека".

Кодекс законов о труде призван устанавливать уровень условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников.

Глава I. Общие положения (статьи 1-5).

Излагает права и обязанности работников (ст.2), содержит описание основных принципов регулирования труда в колхозных и кооперативных организациях (ст.3), законодательства о труде (ст.4) и ст.5 -- о недействительности условий договоров о труде, ухудшающих положение работников.

Глава II. Коллективный договор (ст.7).

Глава III. Трудовой договор (контракт) (ст.15-40)..

Глава IV. Рабочее время (ст.41-56).

Глава V. Время отдыха (ст.57-76).

Глава VI. ЗП (ст.77-100).

В этой главе постатейно описаны все возможные варианты учета и оплаты труда в различных экономических системах, на предприятиях любой формы собственности от приема на работу до увольнения. В этой редакции КЗоТа в Главе VI введены новые статьи. Это 81-1 "Индексация оплаты труда" и статья 85-1 "Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда" -- они также отражают те новые явления, которые происходят сейчас в экономике.

Глава VII. Нормы труда и сдельные расценки (ст.102-108).

Здесь дано определение базового понятия "Нормы труда" и подробно по статьям описан порядок введения, пересмотра этих норм, определения расценок при сдельной оплате труда и т.п.

Глава VIII. Гарантии и компенсации (ст.110-126).

Сюда включены описания всех видов гарантий в случаях, когда работник не выполняет непосредственно трудовые обязанности, но имеет право на оплату затраченного времени (выполнение государственных и общественных обязанностей, донорство, переезд по служебной надобности в другую местность), а также определены компенсации как со стороны предприятия в пользу работников, так и со стороны работника в пользу предприятия, пользу работников, так и со стороны работника в пользу предприятия.

Статья 121 "Случаи полной материальной ответственности" дополнена статьями 121-1, 121-2 и 121-3. Все они касаются определения материальной ответственности работников и определения размеров ущерба. Здесь на государственном уровне определяются льготы в области труда для некоторых категорий работников, в частности, работающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также особенности регулирования труда в отдельных отраслях народного хозяйства и при сезонных работах.

Статьей 254 оговорены дополнительные основания для прекращения трудового договора некоторых категорий работников при определенных условиях. Отдельно рассмотрен принцип материальной ответственности работников в случаях, когда фактический размер материального ущерба превышает его номинальный размер. Таковы в общих чертах состав и содержание КЗоТ РФ. Он четко формулирует все основные положения о труде и является основным документом по правовому регулированию труда в нашей стране. Но одним КЗоТом трудовое законодательство в нашей стране не ограничивается -- в дополнение и расширение к Кодексу Законов о Труде существует целый перечень документов, касающихся организации и оплаты труда. По характеру их можно разделить на правовые и экономические. К числу правовых можно отнести и те статьи Гражданского Кодекса РФ, которые также касаются труда. Вообще Гражданский Кодекс характеризует все виды возникающих отношений между гражданами, гражданами и обществом, и предприятиями и гражданами. К важным экономическим документам нужно отнести "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (утвержденное постановлением правительства РФ от 05.08.1992 г. № 552 (с изменениями и дополнениями №1672 от 31.12.97, №509 от 27.05.98 г., от 11.03.1997 г. №273) в части расходов по оплате труда), Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" от 07.12.1991 г. №1998-1, с изменениями и дополнениями от 25.11.99 №207-ФЗ, Федеральный закон РФ «О прожиточном минимуме в РФ» №134-ФЗ (от 24.10.97) и многое другое.

  • 6. Миграционные процессы в рф, их характеристики и тенденции.
  • 7. Качественные характеристики трудового потенциала, роль системы образования в их развитии.
  • 8. Профессиональное обучение, его виды, формы, роль в формировании системы непрерывного образования.
  • 9. Понятия об экономически активном населении и его занятости.
  • 10. Виды и формы занятости, их развитие в России; гибкие формы занятости.
  • 11. Структура и основные пропорции распределения занятых, основные тенденции их изменения.
  • 12. Показатели, характеризующие занятость и безработицу.
  • 13. Безработица в России: виды, формы, уровень.
  • 14. Статус безработного в рф, понятия подходящей и неподходящей работы.
  • 15. Рынок труда: сущность и основные составляющие.
  • 16. Сегментация рынка труда; соотношение внутреннего и внешнего рынков труда.
  • 17. Цель и содержание государственной политики занятости.
  • 18. Основные меры по реализации активной политики занятости.
  • 19. Федеральная государственная служба занятости населения (фгзсн) и центры занятости, их цели, задачи, функции.
  • 20. Социальная поддержка безработных граждан, ее формы.
  • 21. Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями.
  • 22. Основные понятия, связанные с оценкой результативности трудовой деятельности (продуктивность, эффективность, производительность труда, экономическая эффективность производства).
  • 23. Сущность и социально-экономическое значение повышения производительности труда.
  • 26. Понятие об условиях, факторах и резервах роста производительности труда.
  • 27. Показатели и методы измерения производительности труда, особенности их применения.
  • 28. Выработка продукции, ее разновидности и методы измерения.
  • 29. Натуральный и трудовой методы измерения выработки продукции.
  • 30. Стоимостной метод измерения выработки продукции и его разновидности.
  • 31. Трудоемкость единицы продукции как показатель производительности труда, его разновидности.
  • 32. Уровень и качество жизни населения: понятия, взаимосвязь, значение изучения.
  • 33. Система показателей уровня и качества жизни населения, их характеристика.
  • 34. Социальные стандарты уровня жизни населения, их разработка и использование.
  • 35. Проблема бедности и малообеспеченности в современном мире и России.
  • 36. Направления и формы социальной помощи малообеспеченному населению.
  • 37. Вознаграждение за труд: сущность, виды, требования к системе вознаграждения.
  • 36. Доходы населения, их виды, направления расходования; структура денежных доходов населения рф.
  • 39. Показатели дифференциации доходов населения.
  • 40. Сущность и функции заработной платы в рыночной экономике.
  • Функции заработной платы
  • 41. Система регулирования заработной платы и ее элементы.
  • 42. Госрегулирование заработной платы, его основные направления.
  • 43. Минимальный размер оплаты труда (мрот), принципы, порядок и значение установления.
  • 44. Основные принципы и элементы организации заработной платы.
  • 45. Договорное регулирование условий оплаты труда.
  • 46. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и составляющие.
  • 47. Экономическая сущность тарифных ставок (должностных окладов), направления их дифференциации.
  • 48. Тарифные сетки, их назначение и основные характеристики.
  • 49. Единая тарифная сетка (етс), ее назначение и построение.
  • 50. Формы оплаты труда, их разновидности, условия применения и тенденции развития.
  • 51. Сущность, разновидности и условия применения сдельной формы оплаты труда.
  • 52. Сущность, разновидности и условия применения повременной формы оплаты труда.
  • 53. Премиальные системы оплаты труда, их основные элементы.
  • 54. Гибкие и нетрадиционные системы оплаты труда.
  • 55. Социальное партнерство, его субъекты, сферы и уровни реализации.
  • 56. Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей.
  • 57. Международная организация труда (мот), ее значение, структура и развитие.
  • 58. Методы и направления деятельности мот.
  • Основные задачи мот
  • Методы работы мот
  • 22 Рекрутинговые и кадровые агенства.
  • 23 Особенности российского рынка труда.
  • 49 Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы
  • Функции заработной платы

    Воспроизводственная

    обеспечение полноценного восстановления затрат работника и создание условий для его нормальной жизнедеятельности

    Стимулирующая

    заработная плата - средство мотивации через установление количественной зависимости между размером оплаты и количеством, качеством и результатами труда работников

    Социальная

    заработная плата должна отражать социальный статус работника и решать проблему социальной справедливости

    Формирования платежеспособного спроса

    влияние зарплаты через платежеспособный спрос населения на объем и структуру производимых товаров и услуг и, в значительной степени, на инвестиционную политику

    Регулирующая (ресурсно-разместительная)

    оптимизация размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям через влияние на спрос и предложение рабочей силы

    Учетно-производственная

    отражает меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.

    Мотивационная

    развитие творчества в труде и морально-престижных установок, формирует нравственные качества работников, его трудовую мораль.

    41. Система регулирования заработной платы и ее элементы.

    Из требований экономических законов может быть сформулирована система принципов регулирования оплаты труда, включающая:

    Принцип оплаты по затратам и результатам. На протяжении длительного периода времени вся система организации оплаты труда в государстве было нацелена на распределение по затратам труда, которое не соответствует требованиям современного уровня развития экономики. В настоящее время более строгим является принцип оплаты по затратам и результатам труда, а не только по затратам.

    Принцип повышения уровня оплаты труда на основе роста эффективности производства, который обусловлен, в первую очередь, действием таких экономических законов, как закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей. Из этих законов следует, что рост оплаты труда работника должен осуществляться только на основе повышения эффективности производства.

    Принцип опережения роста производительности общественного труда по сравнению с ростом заработной платы, который вытекает из закона повышающейся производительности труда. Он призван обеспечить необходимые накопления и дальнейшее расширение производства.

    Принцип материальной заинтересованности в повышении эффективности труда следует из закона повышающейся производительности труда и закона стоимости. Необходимо не просто обеспечить материальную заинтересованность в определенных результатах труда, но и заинтересовать работника в повышении эффективности труда. Реализация этого принципа в организации оплаты труда будет способствовать достижению определенных качественных изменений в работе всего хозяйственного механизма.

    Обычно оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными органами.

    42. Госрегулирование заработной платы, его основные направления.

    Государственное регулирование зар.платы - осуществление мер, направленных на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд.

    Направления государственного регулирования заработной платы:

      Законодательное регулирование условий и порядка оплаты труда, закрепленное в Трудовом Кодексе РФ и др. нормативных актах

      Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы экономики на основе тарифной системы

      Установление минимального размера оплаты труда (МРОТ)

      Межрайонное регулирование с применением районных коэффициентов и надбавок к заработной плате

      Налоговое регулирование с помощью прямых (подоходный налог) и косвенных (НДС, налог с продаж, акцизный сбор) налогов

      Индексация заработной платы

      Установление районных коэффициентов и процентов надбавок

      Установление государственных гарантий по оплате труда.

    Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы:

    Контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер;

    Регулирование доходов на основе государственных правил и положений;

    Политика трехстороннего сотрудничества.

    Т.о., гос-во осуществляет меры по регулированию заработной платы на двух уровнях:

    Определяет гос. гарантии, обеспечивающие взаимодействие всех работодателей и работников в целях выработки и согласования условий оплаты труда;

    Непосредственно реализует гос. гарантии, установленные работникам организаций гос. сектора экономики, которые финансируются из бюджетов разных уровней.

    Заработная плата имеет множество функций, которые представляют диалектическое единство и лишь в совокупности позволяют правильно понять сущность заработной платы, противоречия в ней и проблемы, возникающие в процессе совершенствования организации оплаты труда. Это важно подчеркнуть потому, что нередко противопоставление функций, переоценка одних и недооценка других приводят к нарушению их единства и, как следствие, к односторонним, а подчас и неверным теоретическим и практическим выводам, касающимся организации заработной платы. Необходима их научная классификация, что в экономической литературе еще не сделано в полной мере.

    Можно выделить следующие функции заработной платы:

    1. Воспроизводственная , заключающаяся в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы. Механизм реализации воспроизводственной функции заработной платы – маргинализация заработной платы, то есть установление предельного, прежде всего минимального размера заработной платы. Минимальная заработная плата должна фиксироваться на уровне прожиточного минимума, или минимального потребительского бюджета, призванного удовлетворить необходимые потребности работника простого труда и его семьи на минимально допустимом уровне. Способность заработной платы выполнять свою воспроизводственную функцию зависит от многих факторов, таких как насыщенность рынков товарами, инфляция и т.п., но основным фактором является ее (заработной платы) уровень. Если работника устраивает его заработная плата, на которую он может содержать себя и семью, то у него появляется стимул к труду, а, следовательно, повышается качество и производительность труда.

    2. Распределительная, суть которой состоит в обеспечении оптимальных пропорций в распределении труда и рабочей силы по сегментам экономики. Механизмом реализации указанной функции является соответствующая сегментация уровней заработной платы работников по отраслям и сферам народного хозяйства, профессиям и специальностям, а также по регионам страны. Необоснованно высокая или, наоборот, заниженная заработная плата в тех или иных сегментах экономики может вызвать нежелательные с точки зрения интересов общества и народного хозяйства перемещения рабочей силы. Характерным примером является ситуация с оплатой труда, сложившаяся в российском здравоохранении, образовании и культуре. Уровень заработной платы в этих отраслях на 30 – 40% ниже, чем в промышленности. Между тем, согласно исследованиям, сложность и социальная значимость, уровень квалификации и насыщенность специалистами в социально-культурных отраслях выше, чем в промышленности, сроки подготовки специалистов более длительные, сохраняется неудовлетворенный спрос на социальные услуги высокого качества. Известно также, что в США, странах Западной Европы заработки врачей, педагогов не уступают, а зачастую и превышают заработную плату специалистов технического профиля. Так, в США в 1989 г. среднемесячная заработная плата медицинских работников и работников народного образования превышала оплату труда в промышленности на 10 – 15%. Примерно такие же соотношения в оплате труда работников социальной сферы и промышленности характерны для ФРГ, Франции, Великобритании и других западных стран. Достаточно высокая заработная плата сложилась и в коммерческом секторе социальной сферы России.



    3. Стимулирующая (мотивационная) , направленная на повышение заинтересованности в развитии производства, увеличение объёмов производства, освоение новых видов товаров, принятие более эффективных постановлений, законов и указов. Механизмом реализации стимулирующей функции заработной платы в социальной сфере является ее всесторонняя дифференциация – дифференциация по сложности труда, ответственности работы, условиям и интенсивности труда, квалификации работников, а главное – по результатам труда, то есть по количеству и качеству оказываемых услуг.

    4. Социальная , обеспечивающая реализацию принципа социальной справедливости (оплата по труду и результатам).

    5. Производственная , как главное условие использования рабочей силы для наполнения рынка товарами.

    6. Учётная , характеризующая меру живого труда и чистого дохода в процессе формирования стоимости товара и национального дохода.

    7. Политическая , направленная на своевременное формирование бюджета через систему налогов на доходы граждан и ФОТ предприятий, что является гарантией выплаты пособий, пенсий из общественных фондов потребления и госбюджета; на экономическую и финансовую стабилизацию регионов и страны в целом, ускорение проводимых реформ по демократизации общества и развитию рыночных отношений.



    Каждая функция, как часть единого целого - заработной платы, не только предполагает существование других частей, но и содержит в себе их элементы (например, такие функции как учетная, производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль; в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая, учетная и производственная функции и т.п.) Вместе с тем, при общем единстве отдельные функции могут быть в определенной степени противоположны одна другой или исключать одна другую, снижая результаты их действия.

    Наиболее значительным противоречием функций является то, что одни из них ведут к дифференциации заработков, другие, наоборот, к их выравниванию. Чем сильнее выравнивание, тем слабее дифференциация, тем слабее стимулирующее воздействие заработной платы.

    При регулировании заработной платы надо умело использовать объективное единство и противоположность её функций, своевременно усиливать одни и ослаблять другие, чтобы организация заработной платы отвечала её объективному содержанию и особенностям развития общества.

    Принципы организации заработной платы - это объективные, научно обоснованные положения, отражающие действие экономических законов и направленные на более полную реализацию функций заработной платы.

    Можно выделить наиболее характерные принципы организации оплаты труда:

    ü Распределение по количеству, качеству, затратам и результатам труда.

    ü Материальная заинтересованность работников в достижении высоких конечных результатов труда.

    ü Сочетание материальных и моральных стимулов к труду.

    ü Одновременное применение основной и премиальной заработной платы.

    ü Оценка индивидуальных и коллективных результатов труда.

    ü Сочетание поощрения работников с материальной ответственностью.

    ü Неуклонный рост номинальной и реальной заработной платы.

    ü Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы.

    ü Достаточно простой и наглядный порядок оплаты труда.

    Экономическая природа заработной платы, выполняемые ею функции и принципы организации идентичны во всех сферах и отраслях народного хозяйства, однако конкретный механизм реализации этих функций в отдельных сферах и отраслях специфичен и отличается многообразием.

    Формы и системы оплаты труда призваны обеспечить учет в заработной плате количественных и качественных результатов труда, создавать у работников материальную заинтересованность в улучшении непосредственных результатов своей работы и общих итогов деятельности предприятия (организации).

    Формы и системы оплаты труда различаются порядком начисления заработной платы в зависимости от результативности труда. Система начисления должна быть простой и ясной, чтобы связь между производительностью труда, качеством продукции и выполнения работ, с одной стороны, и величиной заработной платы - с другой, могла быть доступной пониманию каждого рабочего и служащего.

    Форма заработной платы характеризует соотношения между затратами рабочего времени, производительностью труда работников и величиной их заработка.

    Различают две формы оплаты труда: повременную и сдельную.

    Повременная форма оплаты труда предполагает, что величина заработной платы определяется на основе фактически отработанного времени и установленной тарифной ставки (оклада). Главное достоинство повременной оплаты труда для работника - гарантированный заработок, на зависящий от возможного снижения объема производства в данный период времени. Недостаток - невозможность повысить свой заработок путем повышения производительности труда для рабочего, а для предприятия - повременная форма оплаты не стимулирует повышение производительности.

    Сдельная форма оплаты труда означает, что заработная плата начисляется работнику исходя из количества фактически изготовленной продукции или затрат времени на ее изготовление. Для работника эта форма имеет то преимущество, что позволяет увеличить заработную плату за счет роста выработки. В то же время, она ведет к росту интенсивности труда, что создает большую угрозу несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В то же время, сдельная оплата порождает риск снижения качества продукции.

    Система заработной платы характеризует взаимосвязи элементов заработной платы: тарифной части, доплат, надбавок, премий. В рамках каждой из двух форм оплаты труда существуют разные системы заработной платы:

    1. В рамках сдельной формы :

    1.1. Прямая сдельная система оплаты труда заключается в том, что заработок начисляется работнику по заранее установленным расценкам за единицу качественно изготовленной продукции (выполненной работы). Основной элемент данной системы - сдельная расценка , устанавливаемая исходя из тарифной ставки (оклада), соответствующей разряду работы, и нормы выработки или нормы времени на данную работу.

    1.2. Сдельно-премиальная система предполагает, что работнику сверх заработка по прямым сдельным расценкам начисляется и выплачивается премия за количественные или качественные показатели работы.

    1.3. Сдельно-прогрессивная система состоит в том, что оплата труда работника в пределах установленной исходной базы (нормы) производится на основании одинарных расценок, а сверх установленной исходной базы - по повышенным сдельным расценкам.

    1.4. Косвенная сдельная система предполагает, что уровень заработка работника ставится в прямую зависимость от результатов труда (работы) обслуживаемых им работников. Данная система обычно применяется для оплаты вспомогательных рабочих.

    1.5. Аккордная сдельная система - установление размера оплаты не за каждую производственную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ, взятый в целом. Аккордная система применяется на работах с длительным производственным циклом. За сокращение сроков выполнения аккордного задания при качественном выполнении работ рабочим может выплачиваться премия. Такая система называется аккордно-премиальной .

    При использовании каждой из систем сдельной оплаты должны соблюдаться общие условия , нарушение которых может снизить эффективность и нанести ущерб производству. Среди них:

    ü научно обоснованное нормирование труда и правильная тарификация работ и работников в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных справочников;

    ü хорошо поставленный учет количественных результатов труда, исключающий всякого рода ошибки и приписки, а также искусственное завышение объема выполненных работ;

    ü уровень выработки должен непосредственно зависеть от самого рабоника;

    ü на рабочих местах не должно быть помех производительному труду;

    ü применение сдельной формы не должно приводить к ухудшению качества продукции, нарушению технологических режимов, ухудшению обслуживания оборудования, нарушению правил техники безопасности, перерасходу материальных ресурсов.

    2. В рамках повременной формы :

    2.1. Простая повременная система . Заработная плата определяется путем умножения часовой тарифной ставки на отработанное время. Эта система оплаты труда дает известную возможность учесть качество труда, квалификацию рабочего, условия труда, но недостаточно обеспечивает непосредственную связь между конечными результатами труда данного работника и его заработной платой.

    2.2. Повременно-премиальная система , при которой помимо заработка по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время выплачивается премия за выполнение и перевыполнение определенных показателей в работе.

    Наиболее общие требования , которые необходимо соблюдать при применении повременной оплаты труда:

    ü строгий учет и контроль за фактически отработанным каждым работником временем с обязательным отражением времени простоя;

    ü обоснованное (соответствующее требованиям ЕТКС) присвоение рабочим-повременщикам тарифных разрядов (тарифных ставок или окладов), а специалистам и другим служащим - ставок (должностных окладов) в строгом соответствии с выполняемыми ими должностными обязанностями с учетом личных деловых качеств работников;

    ü разработка и применение обоснованных норм обслуживания, нормированных заданий и нормативов численности по каждой категории работающих, что дает возможность исключить различную степень загрузки, а следовательно, и различный уровень затрат труда в течение рабочего дня;

    ü оптимальная организация труда на рабочем месте, эффективное использование рабочего времени.

    Окладная система оплаты труда применяется в основном для руководящего персонала и инженерно- технических работников с ненормированным рабочим днем - здесь трудно установить количество отработанных часов, так как эти работники часто задерживаются на работе, бывают в служебных командировках и иногда вынуждены работать в выходные дни. Поэтому в этом случае им в качестве заработной платы назначается приказом определенная сумма - оклад.

    Для руководителей и специалистов все большее применение находит контрактная система оплаты труда . Срок действия контракта, как правило, 3-5 лет. Его основными разделами являются:

    1) общая характеристика контракта;

    2) условия труда;

    3) оплата труда;

    4) социальное обеспечение;

    5) порядок прекращения контракта;

    6) решение спорных вопросов;

    7) особые условия.

    Оплата труда руководителей предприятий, их заместителей, а также руководителей относительно самостоятельных подразделений может осуществляться в процентах от прибыли предприятия. Однако чаще применяется комбинированный вариант оплаты руководителей: оклад плюс надбавки и премии в зависимости от прибыли или ее составляющих, непосредственно зависящих от деятельности соответствующего руководителя.

    Бестарифные системы оплаты труда основаны на долевом распределении средств, предназначенных на оплату труда, в зависимости от различных критериев, прежде всего на принципах согласованной оценки профессиональных качеств работников и их вклада в конечный результат.

    Принцип бестарифной системы оплаты труда заключается в следующем: работнику присваивается определенный квалификационный уровень, но никакого твердого оклада или тарифной ставки не устанавливается (отсюда и возникло название системы).

    К числу бестарифных систем с определенной степенью приближения могут быть отнесены применяемые в различных отраслях экономики (торговле, оказании бытовых услуг населению и т.п.) оплата в процентах от выручки, договорная и контрактная системы оплаты труда, оплата в процентах от прибыли и другие подобные системы.

    Так как в этом методе распределения заработка много психологических элементов, необходимы хорошие взаимоотношения внутри коллектива для исключения обид, недопонимания и несправедливости. Руководству этого рабочего коллектива нужно быть хорошими организаторами и воспитателями, чтобы сложился определенный доброжелательный климат.

    К достоинствам бестарифных систем оплаты труда следует отнести их простоту, доступность для понимания механизма начисления заработка каждому работнику, что повышает значимость стимулирующей функции заработной платы.

    Выбор той или иной формы оплаты труда диктуется объективными обстоятельствами: особенностями технологического процесса, характером применяемых средств труда и формами его организации, степенью требовательности к качеству вырабатываемой продукции или выполняемой работы. Всесторонний учет этих условий может быть осуществлен только непосредственно на предприятии или в организации. В этой связи выбор форм и систем оплаты труда - прерогатива предприятия, организатора труда и производства, то есть работодателя.

    Наиболее эффективно в тех или иных условиях та форма оплаты, которая способствует росту выработки, улучшению качества изделий (услуг, выполнения порученных работ), снижению их себестоимости и получению в конечном итоге дополнительной прибыли, обеспечению наиболее полного сочетания интересов работников с интересами коллектива предприятия и работодателя. В зависимости от организации труда формы заработной платы могут быть индивидуальными и коллективными.

    В современных условиях применение сдельной оплаты труда постепенно сокращается, что связано с действием результатов научно-технического прогресса: усложняется характер производства и труда, все более опосредованной становится связь между приложением труда и производимой продукцией, усложняется и затрудняется техническое нормирование.

    Сущность заработной платы проявляется в функциях, которые она выполняет в различных фазах общественного воспроизводства. Заработная плата – категория многофункциональная. Ей присущи разнообразные функции, основными из которых в условиях рыночной экономики являются: распределительная, воспроизводственная, стимулирующая, социальная, регулирующая (ресурсно-разместительная), функция формирования платёжеспособного спроса, ценообразующая (рис. 9.1).

    Заработная плата является одним из инструментов распределения создаваемого общественного продукта наряду с прибылью, предпринимательским доходом, рентой, социальными трансфертами и т.п. Её распределительная функция заключается в установлении доли работника в созданном продукте и отражении доли живого труда при распределении фонда потребления между наёмными работниками и собственниками средств производства.

    Воспроизводственная функция заработной платы заключается в том, что её размеры должны обеспечивать воспроизводство рабочей силы определённого качественного уровня – удовлетворение потребностей самих работников и членов их семей. Следует отметить, что представления наёмных работников и работодателей о роли воспроизводственной функции заработной платы могут существенно различаться.

    Рис. 9.1. Основные функции заработной платы

    Наёмный работник, предлагая на рынке труда свою рабочую силу, рассчитывает на то, что ставка его заработной платы будет соответствовать «цене рабочей силы» и возместит все расходы на её воспроизводство. Последние включают в себя затраты на питание, одежду, жильё, культурно-бытовое и медицинское обслуживание, образование и профессиональную подготовку, трудоустройство, миграцию работников, их социальные потребности и др., охватывая все фазы воспроизводства рабочей силы – её производство, распределение, перераспределение и использование.

    Работодатель, заинтересованный в минимизации издержек производства, стремится ограничить величину возмещения затрат рабочей силы только рамками непосредственного трудового процесса, т.е. одной фазы воспроизводства рабочей силы – её использования. Он рассматривает заработную плату не как инструмент воспроизводства рабочей силы, а как инструмент компенсации затрат труда, осуществлённых работником в процессе производства, как «цену труда».

    В условиях рынка, где в основе заработной платы лежит цена рабочей силы, обеспечение её воспроизводственной функции означает, что размер заработной платы по определению не может быть меньше прожиточного минимума. В действительности же у нас в стране сложилась парадоксальная ситуация, когда утверждённый государством размер минимальной заработной платы во много раз меньше прожиточного минимума. В частности, в Самарской области в третьем квартале 2006 г. минимальный размер установленной государством оплаты труда (1100 руб. в месяц) составлял 26,7% бюджета прожиточного минимума, рассчитанного в среднем на одного трудоспособного жителя области. Ниже величины минимального потребительского бюджета была и средняя начисленная заработная плата. Всё это свидетельствует о том, что заработная плата в современной России не в полной мере выполняет свою воспроизводственную функцию.

    Повышение размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума, а затем и до величины минимального потребительского бюджета – важнейшая задача социальной политики государства.

    Без повышения уровня заработной платы невозможна в полной мере реализация и её стимулирующей функции . Последняя предполагает установление зависимости размеров заработной платы от количества, качества и результатов труда работников и направлена на поощрение роста производства продукции, повышение её качества, квалификации работников, рационального использования всех видов ресурсов, закрепления кадров в организации. Стимулирующая функция заработной платы реализуется непосредственно в организации путём эффективного применения различных форм и систем оплаты труда, систем премирования, надбавок, доплат, дополнительных выплат и льгот и находит своё воплощение в дифференциации размеров оплаты по критериям качества и эффективности труда. Такая дифференциация противопоставляется уравнительному подходу к оплате труда, который оказы­вает дестимулирующее воздействие на работников, пре­пятствуя использованию их трудового и творческого по­тенциала.

    Дифференциация зарплаты, призванная способствовать росту производительности и эффективности труда, должна восприниматься и работодателями, и работниками как справедливая и обоснованная. За равный труд, за одинаковую работу должна производиться и равная оплата. В обеспечении справедливости оплаты труда проявляется социальная функция заработной платы. Один из основоположников научной организации труда и управления Г. Эмерсон следующим образом характеризовал значение справедливости в организации оплаты труда: «Нет вопроса более трудного, чем вопрос о заработной плате, и нет области, которая больше нуждалась бы в справедливости. … Здесь мы имеем дело с самым опасным взрывчатым веществом, которому достаточно малейшей искры, малейшего сотрясения, чтобы опрокинуть и разрушить всю постройку»

    В странах с давно сложившимися рыночными отношениями в сфере труда «проблема справедливости занимает важное место в отношениях между работодателем и работником». Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученной зарплаты к затраченным усилиям и затем соотносят её с зарплатой других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большую зарплату, то у него возникает психологическое напряжение.

    Следовательно, о степе­ни обоснованности действующей системы оплаты труда можно судить по эффективности трудо­вой деятельности и социально-психологической атмосфере в трудовых коллективах, в том числе по наличию (или от­сутствию) трудовых конфликтов на почве различного вос­приятия уровня и дифференциации оплаты труда.

    Сложившаяся в настоящее время дифференциация (региональная, отраслевая, внутриотраслевая) в уровнях оплаты труда не может быть признана нормальной, она обостряет социальную напряжённость. Снижению этой напряжённости, сглаживанию неоправданных различий в размерах заработной платы должно способствовать дальнейшее развитие и совершенствование коллективно-договорного процесса. Система отраслевых, региональных и внутрифирменных соглашений и коллективных договоров должна обеспечить приемлемую для общества дифференциацию оплаты труда разной сложности и равную оплату за равный труд.

    В рамках одной профессии труд одинаковой сложности и производительности на разных предприятиях и в организациях должен оплачиваться одинаково. Это обусловлено не только соображениями социальной справедливости, но и механизмом функционирования конкурентного рынка труда. Однако на современном этапе развития рыночных отношений не приходится рассчитывать на то, что принцип равной оплаты за равный труд будет реализовываться автоматически. В этой связи нам представляется актуальной проблема создания и развития наряду с отраслевыми так называемых цеховых профсоюзов, объединяющих работников одной профессии. Если отраслевые профсоюзы должны сыграть в ходе коллективно-договорного процесса важную роль в правильной дифференциации заработной платы различных категорий и профессий работников, то цеховые профсоюзы призваны следить за справедливой и равной оплатой труда работников одинаковых профессий в различных отраслях.

    Немаловажное значение имеет и регулирующая(ресурсно-разместительная) функция заработной платы. Находясь в зависимости от соотношения спроса и предложения на рабочую силу, заработная плата в свою очередь оказывает влияние на формирование конъюнктуры рынка труда, меняет направление потоков рабочей силы, во многом определяет структуру занятости.

    В условиях, когда государственное регулирование в области размещения трудовых ресурсов сводится к минимуму, а формирование эффективно функционирующего рынка труда возможно лишь при наличии свободы у каждого наёмного работника в выборе места приложения своего труда, стремление к повышению жизненного уровня обусловливает перемещение работников с целью нахождения работы, в максимальной степени удовлетворяющей их потребности. Воздействие данной функции призвано обеспечивать перемещение работников в наиболее важные для общества сферы деятельности и наиболее эффективные отрасли и производства, удовлетворение потребностей организаций в кадрах определённого профессионально-квалификационного состава, привлечение работников на конкретные рабочие места с учётом потребностей производства и интересов самих работников.

    Функция формирования платёжеспособного спроса населения , работающего по найму, тесно связана с воспроизводственной функцией и, на первый взгляд, не имеет самостоятельного значения. Не случайно большинство авторов учебной и научной литературы по проблемам экономики труда и организации оплаты труда не выделяют эту функцию заработной платы в качестве самостоятельной.

    Связь этих функций очевидна и бесспорна. Но очевидным является и то, что это – различные функции заработной платы и их разделение в качестве самостоятельных является целесообразным и оправданным. В отличие от воспроизводственной функции заработной платы, направленной на обеспечение работников и их семей необходимыми жизненными благами для воспроизводства рабочей силы, воспроизводства поколений и тем самым – на формирование и функционирование рынка труда , формирование платёжеспособного спроса населения является важным условием функционирования рынка товаров и услуг.

    Ключевым фактором рыночного спроса на товары и услуги является размер доходов потребителей. Для наёмных работников основным. А порой и единственным источником дохода является заработная плата. Если её уровень недостаточен, значительная часть потребностей трудящегося населения остаётся неудовлетворённой в силу невозможности оплатить (купить) те или иные товары и услуги. Снижение платёжеспособного спроса по сравнению с реальными потребностями (реальным спросом) ведёт к сокращению производства многих видов товаров и услуг или к значительному снижению их качества.

    Следует обратить внимание и на ещё одно различие между рассматриваемыми функциями. Воспроизводство рабочей силы может осуществляться не только за счёт денежных, но и неденежных доходов – всевозможных льгот, бесплатных услуг, питания, продуктовых и вещевых пайков и т.п. Выполняя воспроизводственную функцию, эти неденежные доходы части населения сокращают его платёжеспособный спрос на рынке товаров и услуг, сужают сферу и нарушают механизм его нормального функционирования. Достаточная по своим размерам и регулярно выплачиваемая наёмным работникам заработная плата является важным условием формирования платёжеспособного потребительского спроса и нормального функционирования рынка товаров и услуг.